Группа депутатов подготовила и внесла в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий ограничение случаев применения дистанционного образования.
«Обучение перед экраном электронного устройства (зачастую совершенно не приспособленного для этого) не может быть приравнено к обучению в помещении образовательной организации, оборудованном в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Обучающийся, выбравший очную форму обучения, не должен быть лишён возможности непосредственного взаимодействия с педагогическим работником на каждом занятии», – поясняют авторы законопроекта.
Они предлагают закрепить в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» положение о том, что при обучении в очной форме применение дистанционных образовательных технологий допускается только в отношении обучающихся, подлежащих ограничительным мероприятиям (карантину), а также при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ.
При обучении в очно-заочной форме применение дистанционных образовательных технологий предлагается допускать в объёме, не превышающем 50% общего времени учебных занятий в течение учебного года.
Данное ограничение не должно распространяться на случаи, когда применение дистанционных образовательных технологий допускается при осуществлении обучения по очной форме.
Реализацию же образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предлагается допускать только при заочном обучении.
Применение электронного обучения предлагается допускать только при наличии соответствующего письменного заявления о согласии на применение в обучении данных технологий, подписанного родителем или законным представителем обучающегося.
«Право обучающегося на получение образования с помощью различных технологий не должно быть ущемлено, а сам обучающийся должен быть информирован о возможности применения дистанционной и цифровой технологии обучения до возникновения правоотношений с образовательной организацией и согласен с этим», – сказано в пояснительной записке.
Исходя из необходимости приведения в соответствие с указанным требованием образовательных программ, законопроектом предусматривается, что изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступают в силу 1 сентября 2022 года – с начала нового учебного года.
Отметим, что накануне, 6 июля, весенняя сессия Госдумы завершилась.
В марте, напомним, Минобрнауки доработало порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Новая редакция проекта постановления существенно дополнена и переработана.
В прошлом году стало известно, что число обращений по вопросам образования к уполномоченной по правам человека в РФ Татьяне Москальковой в связи с пандемией и переходом к дистанционному обучению увеличилось за год на 13%. Перевод на дистанционное обучение вызвал недовольство родительского сообщества в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии, Иркутской, Брянской, Нижегородской областях и других регионах.
Родители указывали на то, что многочасовое сидение ребенка перед экраном электронного устройства и отсутствие живого общения со сверстниками отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье детей, создают дополнительные факторы для стресса.
Ещё одна проблема перевода на дистанционное обучение связана с тем, что не везде предоставлялись компьютеры учащимся. Отсутствие потребности у обучающихся и педагогов в предоставлении компьютеров отмечалось только в 20 субъектах РФ.