Цифровое государственное управление: Вавилонская башня или Колосс наших дней?
В цикле статей «Цифровое государственное управление: Вавилонская башня наших дней» вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком» Борис Глазков профессионально, довольно точно и подробно рассмотрел задачи и проблемы национального проекта «Цифровая экономика» в части цифровизации государственного управления с точки зрения крупного IT-бизнеса.
Со многими изложенными положениями и выводами, хотя и не безоговорочно, нельзя не согласиться.
Безусловно, основной целью цифровизации государственного управления является развитие и совершенствование фискально-контрольной системы, затраты на которую окупаются за счёт расширения и актуализации налогооблагаемой базы и увеличения поступления средств в бюджет. Оценка эффективности НП «Цифровая экономика» дело «непростое» и только в 2019 году обойдётся бюджету в сумму около четверти миллиарда рублей.
Не менее важной задачей является совершенствование и развитие сервисов оказания государственных и муниципальных услуг. Однако пока перспективы перевода этой сферы на аутсорсинг весьма призрачны, поскольку подавляющее большинство МФЦ – это региональные бюджетные организации, они финансируются из бюджетов регионов и находятся под патронажем Минэкономразвития.
Что касается «зоопарка» государственных информационных систем (электронных сервисов), то количество ведомственных, разобщённых и в большинстве случаев не совместимых ГИС весьма значительно. Только в эксперименте по переводу информсистем в государственную единую облачную платформу, проводимом Минкомсвязи, должны принять участие 55 таких систем.
Национальный проект (НП) «Цифровая экономика» во многом обходит стороной другие плоскости цифровизации государственного управления — в том числе цифровизацию хозяйственной деятельности государства (управление государственным имуществом, государственные закупки, управление самими органами власти и др.).
Но если взглянуть на НП «Цифровая экономика» в другой плоскости, то, несмотря на грандиозный масштаб проекта, его сравнение Борисом Глазковым с Вавилонской башней не кажется точным. Причин для беспокойства за успех «Цифровой экономики» более чем достаточно, и вот только три из основных:
1. Межведомственная разобщенность. ГИС создаются и эксплуатируются в соответствии с отдельными законодательными и подзаконными актами, ограничивающими под предлогом защиты корпоративной информации состав и объём информации, предоставляемой в электронном виде сторонним пользователям. Организация взаимодействия ведомств при необходимости решения общегосударственных задач достигается на уровне действующих на непостоянной основе комитетов, рабочих и экспертных групп различного уровня и состава, формирующих решения рекомендательного характера.
Межведомственное электронное информационное взаимодействие осуществляется на уровне отдельных соглашений между ведомствами, а при оказании государственных и муниципальных услуг — на основе соответствующей информационной системы (СМЭВ), при этом для каждого вида информации состав, структура и форматы данных определяются и актуализируются ведомством-собственником данных.
Именно ведомственная разобщённость является причиной невыполнения в полном объёме требований ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также вынуждает создавать и хранить в МФЦ копии документов, в том числе и правоустанавливающих.
2. Несовместимость информационных ресурсов. В отсутствие общегосударственных требований и рекомендаций по составу, структуре, форматам и порядку формирования даже одноимённые информационные ресурсы дублируют друг друга и носят противоречивый, разнородный характер. Отсутствие же единой нормативно-справочной информации (НСИ) делает информационные ресурсы различных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и муниципалитетов трудносовместимыми или же несовместимыми вовсе. Для того, чтобы судить, насколько это критично для реализации НП «Цифровая экономика», достаточно одного примера. Так, полноценное эффективное создание, актуализация и эксплуатация в общегосударственных целях основополагающих информационных ресурсов «Население», «Имущество», «Хозяйствующие субъекты», как и большинства других, невозможно без наличия отсутствующего до настоящего времени в России единого Справочника адресов.
3. Органы местного самоуправления (ОМСУ) за единичными исключениями в силу ограничений, налагаемых законодательством и бюджетным кодексом, на протяжении всей современной российской истории, не участвуют в ни в федеральных целевых программах, ни в каких-либо иных государственных проектах в сфере информатизации. Более того, из-за дефицита бюджета свыше 90% муниципалитетов не имеют для этих целей ни средств, ни специалистов.
Процесс информационного взаимодействия ОМСУ с органами государственной власти существенно затруднён упомянутыми выше законодательными и подзаконными актами, ограничивающими состав и объём информации, предоставляемой в электронном виде сторонним пользователям, в которых органы местного самоуправления в большинстве случаев не упоминаются вовсе. Тоже в значительной степени относится и к СМЭВ.
При создании и организации эксплуатации ГИС муниципалитеты рассматриваются исключительно как поставщики необходимой информации, обязанные к тому же за свой счёт обеспечить оснащение необходимых рабочих мест и комплектование их обученным персоналом, а также взять на себя все расходы на сбор и приведение к требуемому виду подлежащих предоставлению данных.
Несмотря на то, что большая часть информационных ресурсов формируется и сосредоточена на муниципальном уровне, составляя базовый уровень пирамиды информационных ресурсов страны, ОМСУ участвуют в процессе электронного информационного взаимодействия в режиме «одностороннего движения» — предоставляя предусмотренную законодательством информацию органам власти различных уровней и не получая взамен почти ничего, что необходимо для исполнения своих полномочий.
Очевидно, что в сфере инфокоммуникационных технологий сформировался глубокий организационно-финансовый и информационно-технологический разрыв между органами государственной власти и местного самоуправления, в результате чего муниципалитеты практически исключены из участников НП «Цифровая экономика».
Это далеко не единственные слабые «краеугольные камни», но именно они определяют эффективность, надёжность и долговечность всего НП «Цифровая экономика». Это наводит на мысль о том, что проект скорее похож на известного Колосса, чем на Вавилонскую башню.
Общеизвестно, что Вавилонскую башню начинала строить команда соплеменников, имевших к тому же большой опыт создания очень больших ритуальных сооружений (зиккуратов). Только вмешательство божественных сил помешало замыслу, превратив строителей в дезорганизованную разноязычную толпу.
Реализацию НП «Цифровая экономика» на настоящий момент осуществляет искусственно разобщённая по ведомственному принципу, в недостаточной степени координируемая команда на основе разрозненных ГИС по принципу «с бору по сосенке». Более того, при отсутствии единой НСИ весьма затруднительно обеспечить необходимую совместимость и непротиворечивость создаваемых в рамках проекта единых централизованных информационных ресурсов, которые к тому же оторваны от фундамента информационной пирамиды страны, находящегося на муниципальном уровне.
Остаётся только надеяться на то, что своевременно возобладает один из основных принципов системотехники – принцип первого лица!
Об авторе: Андрей Губов, председатель совета директоров «Фонда развития информационных технологий муниципалитетов» Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, почётный член правления секции «Информатизация органов местного самоуправления» Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).