Об авторе: Андрей Незнамов, управляющий директор центра регулирования AI Сбербанка.
1. Появился первый в мире глобальный документ по ИИ — Рекомендация ЮНЕСКО в сфере этики ИИ.
Первый международный документ в сфере этики ИИ, который приняло такое значительное количество стран мира – 193 члена ЮНЕСКО. Документ получился объемным и включает более 100 пунктов, в которых зафиксированы ценностные установки, сами этические принципы, а также стратегические направления их реализации. Документ в значительно меньшей степени посвящен вопросам этики, нежели созданию различных механизмов контроля за ИИ. Отметим также, что положения Рекомендации не распространяются на лидера в сфере ИИ на международной арене – США, так как они не являются членом ЮНЕСКО.
2. Подготовлены контуры всеевропейской конвенции по ИИ. Спецкомитет по ИИ Совета Европы (CAHAI) подвел итоги межгосударственных консультаций по будущему регулированию ИИ и подготовил проект исследования о возможности создания европейской конвенции.
Целью консультаций было получение обратной связи от широкого круга заинтересованных сторон по основным элементам будущего регулирования ИИ. Более 70% участников респондентов отметили, что следует организовать европейское регулирование в форме обязательного акта — конвенции, формирование которой планируется в следующем году. Элементы такого регулирования предложены Комитеты министров Совета Европы. В ближайшее время проект элементов этих предложений появятся на сайте Спецкомитета по ИИ.
3. ООН и ВОЗ проанализировали влияние ИИ на права человека.
Совет ООН по правам человека опубликовал отчет, в котором проанализированы риски для прав человека, связанные с ИИ. В документе основное внимание уделяется многогранному влиянию постоянно растущего использования ИИ на осуществление права на неприкосновенность частной жизни и связанных с ним прав. Подчеркивается необходимость введения моратория на продажу и использование систем ИИ, которые представляют серьезную опасность для прав человека, до тех пор, пока не будут приняты надлежащие меры безопасности. Также глобальный доклад об использовании ИИ в здравоохранении выпустила ВОЗ, в котором отмечается, что ИИ открывает большие перспективы для улучшения оказания услуг в области медицины и здравоохранения во всем мире, но только в том случае, если во главу угла при его разработке, внедрении и использовании будут поставлены этические принципы и права человека. С целью ограничения рисков и увеличения возможностей ИИ в сфере здравоохранения ВОЗ предложила 6 принципов в качестве основы для регулирования ИИ.
4. Запущена глобальная платформа ООН, ЕС, Совета Европы и других международных органов о международном регулировании ИИ globalpolicy.AI.
Цель проекта — помочь политикам и общественности ориентироваться в международном ландшафте управления ИИ и обеспечить их необходимыми инструментами, данными и передовым опытом для разработки политик ИИ. Ключевыми партнерами платформы выступают ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейская комиссия, Агентство Европейского союза по основным правам, Межамериканский банк развития, ОЭСР и Группа Всемирного банка.
5. Китай совершил очередной регуляторный прорыв: принял этические принципы регулирования ИИ и новое законодательство в сфере данных.
Этические принципы ИИ Китая являются частью цели стать мировым лидером в области ИИ к 2030 году. Документ состоит из 25 пунктов и содержит рекомендации всем участникам рынка ИИ в порядке мягкого права о том, как разрабатывать и внедрять технологий ИИ на безопасной и этичной основе.
Первого ноября 2021 года в Китае вступил в силу новый закон о защите персональных данных (Personal Information Protection Law). Закон призван усилить защиту персональных данных, в частности, пользователей онлайн-платформ, а также запрещает организациям и индивидуальным лицам незаконный сбор, использование, обработку и передачу личной информации, незаконную торговлю ею, а также предоставление или раскрытие личной информации других людей. Данный закон частично смоделирован по образцу GDPR.
Кроме того, 1 сентября 2021 года вступил в силу закон о безопасности данных (Data Security Act). Смысл закона заключается в создании управляемой государством системы защиты данных посредством установления государственного контроля и доступа к данным.
6. Еврокомиссия подготовила проект ограничительного регулирования ИИ.
Опубликованный в апреле 2021 года документ называется «Предложения о регулировании искусственного интеллекта на основе европейского подхода». Предложения фокусируются на конкретном использовании систем ИИ и связанных с этим рисках. Комиссия предлагает установить в законодательстве ЕС технологически нейтральное определение систем ИИ и установить их классификацию с учетом подхода, основанного на оценке риска. Ряд систем ИИ, представляющих «неприемлемые» риски, будет запрещен. Широкий спектр систем искусственного интеллекта «высокого риска» будет ограничен соблюдением ряда требований и обязательств для получения доступа на рынок ЕС. На те системы ИИ, которые представляют лишь «ограниченный риск», также будут распространяться некоторые обязательства – например, по обеспечению прозрачности.
7. В ЮАР и Австралии ИИ признали в качестве автора изобретения.
Новый виток обсуждения вопроса, можно ли считать ИИ автором изобретения, начался в связи с проектом DABUS – системой ИИ, которая, как сообщается, сама «создаёт» изобретения. В Великобритании и в США заявка была отклонена, и дальнейшие судебные разбирательства в этих странах пока не изменили текущую ситуацию. Но в ЮАР и Австралии и ИИ был признан автором. В ЮАР патентная заявка, в которой DABUS был указан автором, была прямо одобрена Комиссией по интеллектуальной собственности (CIPC). В Австралии же заявка изначально была отклонена, но в дальнейшем в рамках дела Thaler v Commissioner of Patents [2021] FCA 879 ИИ разрешили указывать в качестве автора.
8. Германия, Франция и Китай пустили беспилотные авто на дорогах и существенно расширили возможности их тестирования в любом режиме.
Последовательное развитие регулирования беспилотных авто продолжается по всему миру. Во Франции новые поправки в ПДД и Транспортный кодекс разрешили использовать автоматические системы вождения и официально утвердили, что автомобилем может управлять не только водитель. В связи с этим было изменено регулирование уголовной ответственности в случае ДТП: водитель освобождается от ответственности, если автомобиль находится в автоматическом режиме (при условии надлежащего использования такого ВАТС).
Схожие законодательные изменения были приняты в ФРГ. Летом там был принят так называемый «Закон об автономном вождении», регламентирующей использование автомобилей на дорогах общего пользования вплоть до 4 уровня автоматизации по стандарту SAE. Высокоавтоматизированное транспортное средство должно: уметь самостоятельно соблюдать правила дорожного движения, иметь систему предотвращения несчастных случаев и переводиться в ручной режим управления в любое время в случае необходимости.
В свою очередь в Китае высокоавтоматизированные автомобили разрешили использовать для перевозки пассажиров и грузов. Такие авто будут допускаться к эксплуатации при условии наличия в них системы онлайн мониторинга, которые бы позволяли записывать и хранить данные о движении ТС в течение не менее 90 секунд до любой аварии или технического сбоя. При этом водители должны будут присутствовать внутри таких ТС.
9. Разные страны мира готовятся регулировать рекомендательные сервисы, но пока не уверены, как это правильно делать.
В США обсуждается законопроект «Filter Bubble Transparency Act», который обяжет интернет-платформы позволять людям использовать версии сервисов, в которых контент не формируется «непрозрачными алгоритмами», в т.ч. предоставлять право отключения рекомендаций. В Китае рассматривается проект «Положения о рекомендациях и управлении алгоритмами предоставления информационных услуг в Интернете». Положения проекта будут применяться к «поисковым фильтрам» и «алгоритмам персонализированных рекомендаций» и распространяется на деятельность: торговых онлайн площадок; новостных агрегаторов; социальных сетей; аудио и видео хостингов. Проект предлагает запретить компаниям внедрять алгоритмы, которые «поощряют зависимость или высокое потребление» и угрожают национальной безопасности или нарушают общественный порядок.
В ЕС рассматривается законопроект по внесению изменений в Digital Services Act. В фокусе регулятора рекомендательные системы, используемые так называемые «очень крупные онлайн-платформы», такие как Facebook и Google. Все инициативы предлагают разные подходы к регулированию рекомендательных сервисов, и уже не первый месяц активно обсуждаются с участием всех заинтересованных лиц.
10. Чили стала первой в мире страной, внесшей в Конституцию «нейроправа» человека.
В Чили одобрили поправку в Конституцию, направленную на защиту «нейроправ» — право на защиту от технологических достижений в нейробиологии и ИИ. Изменения законодательства подразумевают права на «неприкосновенность умственных процессов» (mental privacy), целостность личности (personal integrity), свободу мысли (free will of thought).