Тянем-потянем, а вытянуть не можем
Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.
Некоммерческое партнёрство разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ» 15 декабря провело в Москве конференцию на тему: «Перезагрузка трендов в сфере IT-образования».
Эта проблема обсуждается уже лет двадцать, а положение становится всё хуже. Рецепт улучшения ситуации я «выписал» еще в 2008 году на встрече руководителей IT-компаний в Санкт-Петербурге: компании должны делиться с IT-кафедрами, где они хотят черпать кадры.
За эти годы мы в этом направлении продвинулись от материальной помощи молодым талантам и преподавания в вузах представителями компаний по совместительству к установлению студентам и аспирантам стипендий (которые, кстати, не облагаются налогами), созданию базовых кафедр компаний в вузах, обеспечению стажировок студентов в компаниях и т.д.
Из новых форм помощи компаний вузам я бы предложил, например, возможность предоставления нужных кафедрам вычислительных ресурсов суперкомпьютеров, если такие в компаниях имеются, а также организацию полугодовых или годовых т.н. саббатикалов (отпусков для занятия иной деятельностью) на кафедрах вузов для представителей компаний за счёт последних.
Перейти из промышленности в вуз, не будучи ещё стариком, обычно по материальным причинам невозможно, а нормально какое-то время работать в вузе специалист из промышленности сможет, если ему предоставить саббатикал. По своему многолетнему опыту знаю, что, проведя занятие в вузе, всегда надо срочно бежать на работу, а не продолжить с окружающими молодыми людьми научную, преподавательскую, просветительскую, воспитательную, а, возможно, и инновационную деятельность.
При этом я всегда помню высказывание одного моего студента-спортсмена, который как-то сказал: «На бегу́ нельзя обучать даже бе́гу». Образование «на бегу» академик РАН, генеральный конструктор атомных подводных ракетоносцев Сергей Никитич Ковалев, охарактеризовал так: «В этой ситуации ещё как-то можно обучать, но нельзя воспитывать». Сказанное академиком чрезвычайно важно, учитывая то, что по российскому закону «образование – это воспитание плюс обучение», и даже не наоборот!
Кстати, в одной из самых быстро растущих компаний мира – IT-компании EPAM – в учебном центре преподают не специально нанятые туда люди, а сотрудники компании, которые ротируются через полгода-год. А если это так, то, например, этой компании можно отправить своих людей на саббатикал в вуз, если в нём контингент обучающихся более «крутой», чем они могут найти для обучения в своем учебном центре.
Однако, по моему мнению, подготовка мощной компанией тех специалистов, которые ей нужны, с помощью корпоративных университетов, а также тех или иных курсов, не эффективна, т.к. сначала деньги на недоподготовленного выпускника потратит государство, а потом его будет доготавливать уже за свои деньги компания. Не лучше ли деньги потратить один раз: либо так учить в вузе, чтобы доучивать нигде не пришлось, либо поступить так, как это сделано в «Национальном медицинском исследовательском центре им. В.А. Алмазова», где создан полноценный и официально признанный государством «Институт медицинского образования» со своим специалитетом, ординатурой, аспирантурой, докторантурой и дополнительным профессиональным образованием.
Но это, как говорится, медицина, а не IT, детка. В IT в качестве разработчиков скоро будут хантить школьников, что делается и сейчас, правда, в исключительных случаях, а до лечения школьниками пациентов дело, видимо, дойдет ещё не скоро :-). При этом отмечу, что есть государства, в которых даже дипломы о высшем медицинском образовании, полученные в других даже весьма цивилизованных странах, не позволяют их обладателям в новой стране быть врачами…
А ещё на упомянутой конференции были оглашены итоги ежегодного рейтинга российских университетов, которые по мнению директоров IT-компаний (членов «РУССОФТ») являются лидерами в подготовке IT-кадров. При этом было названо 10 победителей этого рейтинга: первое и второе места разделили МГТУ им. Баумана и Университет ИТМО. Третье место занял СПбГУ, четвертое – МФТИ, пятое-шестое – МГУ и СПб. Политех, седьмое – МИФИ, восьмое-девятое – НГУ и НГТУ и десятое – ЮФУ.
Это, конечно, здорово, но вряд ли эти вузы смогут качественно подготовить ту уйму IT-специалистов, которую в ближайшие годы страна планирует выпустить за счёт бюджетного финансирования.
В теории надёжности есть такой сакраментальный вопрос: «Кто будет сторожить сторожа?». Применительно к обсуждаемой теме этот вопрос может быть заменён двумя. Первый на пленарном заседании конференции поставил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн: «Как мы сможем при резко возрастающем числе бюджетных мест в вузах обеспечить действительно качественную подготовку специалистов?».
Внятного ответа он не услышал, да и не сможет услышать, если не будет найден ответ на, по крайней мере, ещё один вопрос, задаваемый народным учителем России Сергеем Рукшиным: «Как обеспечить действительно качественную подготовку школьников, которые, в частности, будут обладать знаниями, а не компетенциями». При этом, по мнению выдающегося математика Станислава Смирнова (кстати, ученика Рукшина), нахождение сильных выпускников школ в мире значительно более сложная проблема, чем нахождение сильных профессоров, которые будут их учить.
На этой печальной ноте я пока останавливаюсь. Замечу только , что «вытянуть» не можем не только мы: многие страны «тянуть» даже и не пробуют…