«Спутник» на продажу

«Поисковый портал «Спутник», дочерняя компания «Ростелекома», с 2015 года предлагает свой браузер. Изначально его создавали для B2C: со встроенным блокировщиком рекламы, детским режимом, собственной системой безопасности и виджетами государственных онлайн-сервисов.

Когда головная компания ПАО «Ростелеком» поставила перед руководством ООО «Поисковый портал «Спутник» новые бизнес-задачи, а случилось это в прошлом году, у браузера появились новые версии: сертифицированный и корпоративный браузер, ориентированные на B2B и B2G.

«Спутник», как и многие другие браузеры, создавался на открытой платформе (Chromium), что не помешало его сертификации в ФСБ и ФСТЭК России. Сертифицированный браузер со встроенным средством криптографической защиты информации, разработанным в соответствии с российским ГОСТ, работает на отечественных (Astra Linux, ALT Linux) и иностранных операционных системах (Windows и MacOS) и подходит для использования в государственных, медицинских, образовательных, финансовых и силовых структурах. Сейчас «Спутник» проходит третий этап сертификации в Минобороны.

Вследствие особенностей проверки на соответствие требованиям безопасности сертифицированные версии браузера не подразумевают модернизации достаточно длительное время (исходный код должен оставаться неизменным, пока действует сертификат). Поэтому, в частности, стоимость лицензии на сертифицированный браузер не растёт ни при каких условиях. Полную стоимость за все версии браузера платят только коммерческие организации, для государственных учреждений действуют скидки.

Также компания разработала корпоративный браузер для внутреннего использования в больших компаниях, он поддерживает российскую криптографию, соответствует всем ведомственным требованиям безопасности ПО, используемого в информационных и телекоммуникационных системах специального назначения, требованиям по защите информации от несанкционированного доступа в автоматизированных информационных системах, расположенных на территории РФ. Корпоративный браузер предоставляется в двух вариантах: в комплекте с сервером аналитики и управления, или без него.

Любая организация может купить корпоративный браузер и пользоваться им на условиях лицензии, если не требуются дополнительные инструменты по управлению и аналитике. Лицензия действует год, в течение этого времени мы гарантируем своевременное обновление, исправление ошибок, своевременный переход на новые версии ядра.

Вариант корпоративного браузера с дополнительным сервером аналитики и управления выглядит интереснее. Большие корпорации, предъявляющие высокие требования к информационной безопасности, предпочитают так называемую «stand alone» версию сервера, т.е. установленную на корпоративном «железе». В этом случае все ранее приобретённые корпоративные браузеры, которые находятся на компьютерах организации, могут подключаться к серверу аналитики, и никакая информация не покидает контур компании. Управление параметрами браузеров, настройка аналитической системы, формирование отчётов – всем этим занимается сам заказчик.

В основном эта схема нацелена на крупные компании, которые могут себе позволить соответствующую инфраструктуру. Тогда стоимость складывается из лицензии на браузеры и лицензии на сервер аналитики и управления.

Такой вариант предпочли в департаменте информатизации и связи Ярославской области, департаменте информатизации и связи Свердловской области, во ФГУП «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие», причем там браузеры будут работать только в локальной сети.

Компаниям малого и среднего бизнеса удобнее использовать другой вариант – с облачным доступом к сервису аналитики и управления. В этом случае сервис разворачивается не в организации, а находится в облаке компании «Поисковый портал «Спутник». Заказчик приобретает нужное количество браузеров, устанавливает их у себя и подключается к облачной инфраструктуре, где получает полнофункциональный интерфейс, как если бы сервер аналитики и управления находился внутри компании. Клиенту не нужно содержать дополнительный штат администраторов, не нужно покупать дополнительные сервера и средства безопасности, достаточно лицензии на корпоративный браузер и подключения к облачному сервису.

Что касается сервера аналитики и управления, то в нём изначально настроены четыре основных аналитических витрины: топ посещаемых ресурсов, топ доступности или недоступности корпоративных порталов и веб-приложений, версии операционных систем, где используется браузер, и четвертая – разрешение используемых мониторов. Эти аналитические витрины сформировались во время испытаний корпоративного браузера в ПАО «Ростелеком», и мы оставили их как базовые. Но у нас есть инструмент, с помощью которого заказчик сам может расширить набор витрин или заказать их нам, чтобы сформировать ту аналитику, которая ему нужна.

Об авторе: Максим Хромов, гендиректор компании «Поисковый портал «Спутник».