СМИ-мимими

Сегодня пришла новость о похищении в зоне украинских боевых действий фотокорра бывшего «РИА Новости».

«Яндекс.Новости» не СМИ хотя бы потому, что у него нет корреспондентов, работающих в поле. Полагать иначе – а ведь есть те, кто полагает, среди депутатов и не только – значит без должного уважения относиться к людям, которые добывают для других людей информацию. С тем же успехом, с каким «Яндекс» записывают в СМИ, можно было бы присвоить звание международного гроссмейстера Deep Blue.

Казалось бы, ясно: «Яндекс» новости не пишет, он их только агрегирует, и относиться к нему надо как к роботу, коим он и является, а не как к журналисту.

Не тут-то было.

«Есть «медийная дельта», то есть добавленная медийная стоимость, то есть пространство для принятия решений внутри этого как бы робота – большое. Это и подавление дублей, и объединение в сюжеты, и выбор анонсов, и выбор заголовков, и ранжирование источников, и распознавание тематики и географии, и ранжирование новостей и сюжетов, выбор топа, и подавление спамеров, и подавление нецензурщины, и т.п. — всё это зависит от алгоритма и может давать совершенно разный результат, разную картину дня». И далее: «По факту имеется СМИ, именно новостной ресурс, сами разработчики — см. выше — признают, что это СМИ, они сделали ему дизайн, как у интернет-газеты, это кошка, которая выглядит, как кошка, мяукает и ходит, как кошка».

От Ашманова,  а это он так спорит с утверждением «Яндекс» — не СМИ», не отмахнешься, он сам занимался агрегаторами.

Ладно Ашманов. Леха Андреев ему, в сущности, вторит, когда говорит про «…паразитно-пиратский характер бизнеса «Яндекса», зарабатывающего на чужом контенте».  И там, и там выходит, что «Яндекс» занимает чужое место. Тех, кто думает так же, много, Ашманов и Андреев просто не стесняются формулировать.

Хорошо. Охотно признАю: «Яндекс» массово информирует, от него не увернёшься. Это главный в стране канал доставки информации прямо в головы граждан, похлеще телевизора, и дальше, по мере взросления нынешних детей, будет только хуже. Попадание на «морду» «Яндекса» уже легко приносит СМИ 10 тысяч читателей за четверть часа. С помощью такого инструмента можно пропагандировать что хочешь и распропагандировать кого угодно. И это только часть того, что «Яндекс.Новости» могут сделать с людьми, если захотят.

Далее. Если приказчик, т.е. средний менеджер, в «Яндекс.Новостях» подкручивает роботу нужный коэффициент, чтобы вывести в топ те новости, которые соответствуют лично его, приказчика, представлениям о правильном и неправильном (как это со знанием дела утверждает Ашманов), что изменится от того, что мы признаем «Яндекс» СМИ?

Кое-что изменится, конечно: приказчик с полным правом в ответ на любую претензию заявит «такова наша редакционная политика» и пойдёт дальше подкручивать коэффициент. Попробуй, между прочим, уличить это «СМИ» в искажении истины: ведь ничего, кроме того, что такое-то издание тогда-то опубликовало такой-то текст, робот не утверждает. (По такому уставу, между прочим, с 1999-го по 2014-й жила «Лента.ру»; нынешние хозяева вместо того, чтобы грамотно использовать в своих целях этот замечательный формат, позволяют ему ветшать и разваливаться.)

Как именно регулировать «Яндекс» с его «Яндекс.Новостями», я не знаю. Но точно не законом о СМИ. Только это утверждаю и пытаюсь обосновать, ничего больше. Рецепты «как надо» у меня, конечно, имеются в изобилии, дилетанту без этого никак, но не о том речь, как надо, а о том, как нельзя.

Да, выглядит как кошка, и мяукает точно так же. Можно умиляться, мимими. Но это робот, имитирующий кошку. С ним так нельзя.