ШПД в России пользуются 30 млн человек, рынок достиг насыщения – J&P

Число пользователей фиксированного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в России выросло в 2015 году на 2%, до 30,3 миллиона пользователей, по предварительным оценкам аналитической компании J’son & Partners Consulting.

Российский рынок по числу фиксированных пользователей ШПД занимает первое место в Европе и четвертое место в мире. Больше фиксированных ШПД-пользователей только в Китае, США и Японии. По проникновению Россия занимает восьмое место среди 10 крупнейших мировых рынков фиксированного ШПД, опережая Китай и Бразилию, сообщает J&P.

Однако рынок фиксированного ШПД в России находится в стадии насыщения. Темпы роста рынка продолжают снижаться, и в ближайшей перспективе они не будут превышать 1–2%, констатируют аналитики.

Пользователи ШПД в России

Лидерами рынка по-прежнему остаются компании «Ростелеком» и «Эр-Телеком». Компания МТС в 2015 году вышла на третье место по числу абонентов ШПД, сместив «Вымпелком» на четвертую позицию.

По данным аналитиков, в 2015 году уверенный рост показали компании «Ростелеком» и «МТС» – 284 и 147 тысяч абонентов соответственно. «Ростелеком» отмечает, что высокие темпы строительства сетей обеспечивают прирост «оптических» абонентов ШПД темпами выше рынка.

В качестве основных тенденций на российском рынке ШПД среди частных пользователей J&P отмечает рост скоростных тарифных планов (100 Мбит/с и более), рост подключений по оптическим технологиям, в том числе PON и др.

За последние два года доля пользователей, которые выбрали тарифные планы со скоростью 100 Мбит/с и более, выросла в два раза. На тарифы со скоростью 1 Мбит/с и ниже приходится не более 3% подключений.

Рост видеосервисов в Интернете требует все большей полосы для комфортного пользования услугой ШПД, пишут аналитики. В связи с этим наблюдается активное распространение оптических технологий при строительстве сетей передачи данных (до квартиры FTTH, здания FTTB и т. д.). По данным J&P, в 2015 году рост абонентов FTTH/B составил 12%. Технология ADSL продолжает терять позиции. Так, во втором квартале 2015 года знаковым событием стало преобладание «оптических» пользователей над «медными» у компании «Ростелеком», что наглядно показывает устаревание ADSL и постепенный уход данной технологии с российского рынка ШПД.

Отмечается также, что в России растет разнообразие устройств доступа и продолжается постепенное замещение настольных компьютеров портативными. По оценкам J’son & Partners Consulting, в России в 2015 году настольными ПК пользовались 53% семей, ноутбуками – 63%. Кроме того, за последние три года средняя розничная цена смартфона и планшетного ПК снизилась, даже с учетом повышения цен в 2015 году. Данные устройства стали доступны для людей с практически любым уровнем дохода, и их продажи увеличились. Таким образом, разные члены семьи стали активно использовать ШПД с разных устройств и зачастую одновременно.

См. также «GfK насчитала в России 84 млн интернет-пользователей» >>>