Счётная палата оценила расходы на устранение цифрового неравенства как недостаточно эффективные

Средства федерального бюджета, направленные в 2021-2023 годах на оказание населению универсальных услуг связи (УУС), в части доступа к Интернету и сотовой связи расходовались недостаточно эффективно, в том числе не соблюдались основные принципы оказания УУС, установленные законом о связи, выяснила Счётная палата.

Напомним, универсальные услуги связи – обеспечение государством связью населённых пунктов с малой численностью населения, в которых услуги связи не предоставляются из-за низкого коммерческого потенциала, с целью устранения цифрового неравенства (УЦН) на территории страны. УУС предполагает определённый набор услуг связи, доступных везде.

Оператором универсального обслуживания является «Ростелеком». В соответствии с законом о связи универсальные услуги должны предоставляться жителям населённых пунктов численностью от 100 до 500 человек (с начала 2025 – от 100 до 1000 человек). Однако проверка показала, что на момент начала оказания услуг в 154 населённых пунктах число жителей не соответствовало установленному диапазону, а в 496 поселениях аналогичные услуги связи уже предоставлялись другими операторами. Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 миллиардов рублей использованы с нарушением принципов, установленных законодательством, отмечает Счётная палата.

См. также: «Ростелеком» подвёл итоги реализации проекта УЦН 2.0 в 2023 году >>> 

Основными причинами нарушений стали некачественное планирование мероприятий и недостаточный контроль за ходом их реализации со стороны Минцифры, а также ненадлежащее выполнение «Ростелекомом» своих обязательств по договору. В ряде случаев предусмотренные договором услуги были оказаны несвоевременно, и Минцифры не привлекло «Ростелеком» к ответственности, говорится в докладе Счётной палаты.

Также проверка выявила факты, свидетельствующие о низкой востребованности у населения точек доступа Wi-Fi – из-за наличия сотовой связи и ограниченности радиуса действия хот-спотов (около 100 метров). Кроме того, в некоторых населённых пунктах точки доступа не работали в течение длительного времени – от одного до восьми месяцев.

Услуги сотовой связи у населения востребованы значительно больше. Качественная сотовая связь обеспечена в 99,7% населённых пунктов. Исключение составляют отдалённые населенные пункты, где услуги предоставляются через спутниковые каналы, однако скорость передачи данных там часто не превышает 2 Мбит/с.

По результатам проверки Счётная палата направила Минцифры и «Ростелекому» представления с требованием устранить выявленные нарушения и недостатки.

Резерв универсального обслуживания

«Ростелеком» возмещает затраты на УУС из резерва универсального обслуживания (РУО), который формируется за счёт обязательных отчислений российских операторов связи из доходов, полученных в результате оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования. Прежде отчисления составляли 1,2%, федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 479 ставка повышена до 2%.

Основная доля начислений по платежам в РУО (77%) приходится на шесть крупнейших операторов связи, в том числе на ПАО «Ростелеком» (11%).

Информация о суммах отчислений операторов связи в РУО за 2023 год.

текст

Для повышения эффективности УЦН-мероприятий и экономии бюджетных средств Счётная палата предлагает Минцифры:

  • нормативно закрепить порядок определения перечня населённых пунктов, в которых должны оказываться УУС;
  • определить критерии отключения невостребованных точек доступа Wi-Fi и отключить точки, соответствующие таким критериям, что приведёт к сокращению расходов на эксплуатацию систем связи;
  • внести изменения в условия договора с «Ростелекомом», направленные на усиление контроля со стороны Минцифры.

См. также: Проекту устранения цифрового неравенства исполняется 10 лет – история и цифры >>>