Роскомнадзор намерен обеспечить гражданам РФ право на отказ от контекстной рекламы
На состоявшейся 10 ноября Международной конференции «Защита персональных данных» глава Роскомнадзора Александр Жаров назвал таргетированную (контекстную) онлайн-рекламу, которая зависит от поисковых запросов и содержимого переписки пользователя, беспокойной и навязчивой услугой и заявил, что «этот вопрос должен регулироваться».
В Европе права пользователей уже регулируются Конвенцией Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
По мнению начальника Управления президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрея Липова, выступившего на этой конференции, целью аналогичного регулирования в России должно быть предоставление гарантий гражданам, что данные обрабатываются с их ведома, в соответствии с законом, установленными лицами и в заявленных целях.
Аналитическая обработка больших объемов данных, де-юре не являющихся персональными, на практике позволяет формировать портрет пользователей, персонализировать информацию и сетевое окружение. С учетом того, что все эти данные проходят через сети связи и центры обработки данных, это накладывает на их операторов дополнительную ответственность.
Целевая реклама является движителем обработки больших данных, а её повсеместное распространение в Сети ставит вопрос о необходимости обеспечения интернет-пользователю равных с интернет-компаниями прав доступа к собранным о нём данным, а так же о праве регулировать показываемую целевую рекламу, заявил Липов.
Пока же, в отсутствие государственного регулирования обработки персональных, по сути, данных граждане самостоятельно пытаются защититься от сбора интернет-компаниями информации о себе. В сентябре 2015 года Мосгорсуд создал прецедент, удовлетворив иск Антона Буркова, заведующего кафедрой европейского права Гуманитарного университета Екатеринбурга, который обвинил Google в сканировании его почты и почты его партнёров по переписке.