Производители молока шантажируют правительство ростом цен на свою продукцию из-за маркировки

Положительный результат от введения маркировки молочной продукции с финансовой точки зрения должен быть сопоставлен с затратами бизнеса в ходе проведения государством анализа целесообразности, с просьбой учесть такое мнение молочной отрасли при проведении эксперимента по маркировке обратился Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»).

Письма были направлены союзом главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и главе Минпромторга Денису Мантурову.

По мнению союза, положительным результатом эксперимента, который будет свидетельствовать о реальной необходимости введения маркировки в отрасли, должно считаться существенное сокращение объемов незаконного оборота молочной продукции, повышение собираемости налогов и пошлин, а также контроль конкурентной среды. Именно эти цели были указаны в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

«Однако сегодня в рамках подготовки к эксперименту, старт которого был запланирован еще на 15 июля 2019 года, обсуждаются методические рекомендации, в которых критерием успешности эксперимента указана лишь техническая возможность нанесения data-matrix кодов на упаковку продукции. В текущей версии не принимаются во внимание затраты бизнеса на введение системы и давление на себестоимость молочной продукции, что «Союзмолоко» считает неприемлемым», — сказано в обращении.

Одновременно для молочной отрасли в 2019 году будет завершено внедрение системы «Меркурий», решающей те же задачи прослеживаемости, что и система маркировки. «Мы считаем важным закрепить, что при анализе целесообразности введения по сути дублирующей системы маркировки нужно учитывать только тот вклад в снижение объемов нелегального оборота молочной продукции и достижение других целей, который введение системы маркировки даст дополнительно к эффекту, ожидаемому от полноценного внедрения системы прослеживаемости на базе ФГИС «Меркурий», — сказал генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов.

Только такой подход, по мнению главы союза, позволит объективно оценить целесообразность внедрения столь дорогостоящей системы для бизнеса.

По предварительным оценкам «Союзмолоко», совокупные единовременные инвестиции составят для отрасли около 25 миллиардов рублей, а ежегодные затраты – около 20 миллиардов рублей. При этом чистая прибыль всей отрасли, по оценкам Росстата, составила в 2018 году 35 миллиардов рублей.

«В условиях продолжающегося на протяжении пяти лет снижения доходов населения рост себестоимости молочной продукции крайне негативно скажется как на рынке в целом, так и на уровне потребления такой социально значимой группы товаров», — сказано в обращении.

Как прокомментировали ТАСС в пресс-службе оператора государственной информационной системы маркировки и прослеживания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор в соответствии с принятыми правительством РФ решениями создает компоненты системы и работает с отраслями для того, чтобы в комфортном для компаний режиме своевременно внедрить цифровую маркировку. В ЦРПТ также напомнили, что оператор инвестирует в создание и развитие системы маркировки, в которую на первом этапе вошли 13 товарных групп, 220 миллиардов рублей за 15 лет. Окупаемость инвестиций проекта наступит не ранее, чем через семь лет.

«Системы выполняют разные функции – «Меркурий» контролирует сырье до завода, а «Честный знак» (система маркировки ЦРПТ) — каждую единицу готовой продукции от завода до продажи на кассе. Ретейл уже интегрирован с «Честным знаком», так как внедрил у себя систему с товарами, для которых маркировка уже стала обязательной. Кроме того, «Честный знак» делает важным участником цифровой платформы покупателя, давая ему инструмент общественного контроля — возможность проверять всю продукцию с помощью мобильного приложения», — считают в ЦРПТ.

Справка

Молочная продукция была включена в перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распоряжением правительства РФ от 13.07.2019 № 1533-р с указанием, что срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 29.06.2019 № 836 вместе с «Положением о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации».

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») является общественной некоммерческой организацией, созданной в 2008 году для представления и защиты интересов производителей и переработчиков молока в органах государственной власти, общественных и международных организациях.

В состав «Союзмолоко» входит около 200 компаний, которые производят молоко и молочную продукцию, а также технику, технологии и готовые решения для ферм, корма, упаковочные материалы и ветеринарные препараты для отрасли. Членами союза являются такие компании, как «ЭкоНива», «Агропромкомплектация», «Молвест», «КОМОС Групп», Valio, Hochand, Danone, «Вимм-билль-данн», Campina, Концерн «Детскосельский», ЭФКО, «Слактис», OLAM, «Дамате» и другие.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: