Прогеморройеры
Включаю на ночь глядя телевизор, чтобы посмотреть, если повезёт, футбол или теннис, а там сидит футбольный комментатор и спорит с каким-то неопрятным юношей о, прошу прощения, киберспорте. Т.е. о том, имеет право на жизнь Counter Strike и пр. воркрафты как вид спорта, или не имеет.
Смотрел минут несколько. Что комментатор, что юноша – оба не Спинозы, машут руками, а толку чуть.
Впрочем, одну неглупую вещь юноша изрёк – дескать, он не киберспортсмен, а «прогеймер», и киберспорт попал в реестр Минспорта не по их, прогеймеров, вине, а по желанию спортивных бюрократов, за чьи действия юноша отвечать не собирается. Так что аргумент «у нас в России федерация киберспорта есть, значит, это спорт» во внимание брать не станем, чтобы киберспорт и правда стал спортом, визы Мутко недостаточно.
Да, конечно, если кто-то покидает место событий выигравшим, а кто-то – проигравшим, это похоже на спорт. Если участники событий при этом соблюдают правила и чтут принцип «спорт = мир», мы и правда имеем дело со спортом.
Казалось бы, Counter Strike нужными признаками обладает. Однако есть одно обстоятельство – спорт обязан делать homo sapiens лучше. В частности, развивать в нём качества, важные с точки зрения дарвинизма: «быстрее», «выше», «сильнее».
А теперь ещё и «умнее». Так, например, бридж вошёл в программу Игр доброй воли, и хорошо сделал, благодаря этому наш Михаил Донской, один из авторов «Каиссы», первой шахматной программы, выигравшей чемпионат мира, стал чемпионом игр.
О шахматах, кстати. Они для homo sapiens полезны не менее лёгкой атлетики. Лучшие школы (например, созданная Давидом Яном и Арамом Пахчаняном, выходцами из ABBYY, в Ереване) включают шахматы в программу обучения – благодаря этому дети вырастают более умными, настойчивыми, ответственными людьми.
Испытываете соблазн поставить киберспорт в один ряд с бриджем и шахматами? Лучше задайтесь вопросом «какие полезные качества в человеке воспитывает Counter Strike».
Правильный ответ – никаких.
Объяснения пользы, которую якобы несут нам компьютерные игрушки, начинались лет 20 назад с того, что играть – значит приобретать навыки работы за компьютером (более разумного довода до сих пор не слышал). Нынешний «прогеймер» сообщит вам много забавного в обоснование утверждения «у нас всё как у людей». И в спортзал они ходят, и эмоции испытывают, и работе в команде учатся, и моргают каждые 15 секунд с целью сберечь глаза, и даже моются.
Всё это выглядит жалким оправданием, потому что жалким оправданием и является. Каждый из нас играл и знает, чем, например, шутер отличается от спортивной стрельбы: он её даже не имитирует. Киберигрун шевелит мышкой, и только. Никаких раздумий Counter Strike от него не требует. Тренируется невротическое состояние, а не реакция и не мозг. О мышцах говорить нечего.
Правда состоит в том, что компьютерные игры привлекают человека, как валерьянка кошек. Да, это увлекательно – до полной невозможности противостоять влечению.
Рафинированный, беспримесный пример тому – «Бойцовский клуб». Текстовая (!) многопользовательская игрушка, принципиально ничем не отличающаяся от «камень-ножницы-бумага», 15 лет назад процветала за счёт торговли артефактами в среде ненормальных. Страсти внутри сарая кипели страшные, о них следует писать отдельно, здесь достаточно ограничиться констатацией медицинского факта: приверженность человека к компьютерным играм – достоверно зарегистрированный феномен, изучать который должны психиатры.
«А вот Корея!», — воскликнет прогеймер. Ну, да, Корея. Там киберспорт лет десять назад был частью проекта e-Korea (который у нас назвали бы госпрограммой). Людей надо было побыстрее приучить к компьютерам, гаджетам и Интернету. Корея – вполне отсталая страна, граждане в массе своей за технологическим спуртом родины не успевали, поэтому киберспорт и компьютерные игры пропагандировали как только могли, IT-министр, свидетельствую, занимался этим лично – правительству нужна была валерьянка, на которую к продавцам электроники и операторам потянулись бы страждущие. Ещё азиаты лучше прочих приспособлены к тонкой работе руками, поэтому их ни в пинг-понг, ни в Counter Strike европеоиду не обыграть, как и не обогнать эфиопа на марафоне.
Так что, г.г. прогеймеры, оставьте Корею в покое и займитесь полезным делом, которое у нас получается действительно хорошо. Например, спортивным программированием.
Как хобби – ок, сыграть можно. Польза компьютерных игр совершенно несомненна, это и познавательно (имитатор полётов на «Ил-2» от Олега Мэддокса), и объединяет людей (турниры по Counter Strike между стойбищами в Эвенкии – в высшей степени полезное дело), да и просто доставляет удовольствие. Только не культивируйте как спорт, вредное же занятие.
Ещё один медицинский факт, и закончу. Большинство «прогеймеров», по моим наблюдениям, мужского пола. Это печально. Поясню на примере. Теперь, когда вождение грузовиков не требует физической силы, транспортные компании предпочитают нанимать в дальнобойщики женщин: у них нет простаты, могут сидеть часами за рулём без серьёзного вреда для здоровья.
Риск другого заболевания, см. заголовок, тоже станет меньше, если заниматься спортом без приставки «кибер».