Проект концепции национальной системы управления данными: основные положения
D-Russia.ru стали известны подробности концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД), одобренной в среду на заседании правительства.
В документе даётся определение национальной системы управления данными — это система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера и обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, обозначенных в Концепции.
Основной целью Системы является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления госфункций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Оператор данных, как сказано в документе, это органы и организации государственного сектора, иные организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на формирование и ведение информационных ресурсов, содержащих государственные данные.
Также даны определения «государственные данные», «управление государственными данными», «модель государственных данных», «единые требования к управлению данными».
Положения Концепции также распространяются на информацию, не являющуюся государственными данными, при ее предоставлении для включения в информационные ресурсы органов и организаций государственного сектора, а также при ее участии в информационном обмене между органами и организациями государственного сектора с учетом требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав и законных интересов владельцев данных, не являющихся государственными данными, а также соблюдения принципов невмешательства в их хозяйственную деятельность.
Система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
- совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере управления государственными данными, а также обеспечивающих деятельность участников Системы, определенных в разделе VII Концепции, в обозначенной сфере;федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (далее — единая информационная платформа) и иные информационно-технологические элементы Системы;
- цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных.
Задачи создания и обеспечения функционирования Системы делятся на группы — в части развития нормативной правовой и методологической базы, в части развития информационно-технологического обеспечения, организационное обеспечение, кадровое обеспечение.
Концепция содержит 15 принципов создания Системы: например, персональная ответственность за предоставление качественных государственных данных, в том числе на основе контрактов по распространению государственных данных; реализация однократного предоставления государственных данных для их дальнейшего многократного использования; обеспечение доступа к государственным данным на основе «механизма запроса» (с обязательной аутентификацией пользователей, определением средств доступа и применением системы фиксации действий пользователей) и пр.
В разделе «Требования» перечислено, в частности, следующее (объекты перечисления названы «функциями»):
- ведение модели государственных данных, включая описание состава, структуры и взаимосвязей государственных данных, их поставщиков и пользователей, обеспечение историчности и версионности модели;
- ведение реестра государственных данных, включая их метаописание;
- обеспечение обработки запросов на получение государственных данных, ведение подписки на обновления и рассылку уведомлений об их изменениях, отложенные запросы, другие формы и режимы обработки запросов и предоставления государственных данных;
- мониторинг качества, распространения и использования государственных данных и сервисов, включая фиксацию (журналирование) всех значимых событий, связанных с обработкой государственных данных, управлением их жизненным циклом, выполнением юридически значимых операций с государственными данными, наличие инструментов диагностики проблем и анализа качества государственных данных и др.
Обработка сведений, составляющих государственную тайну, в единой информационной платформе не допускается.
Отдельными разделами описаны обеспечение информационной безопасности НСУД и платформа статистических данных.
Координационным (совещательным) органом, уполномоченным на осуществление функций куратора, обеспечивающего координационную и экспертную поддержку принятия решений по вопросам создания и функционирования Системы, является президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Минкомсвязь уполномочена на осуществление функций регулятора и координатора создания и функционирования Системы, министерство обеспечивает организацию деятельности участников Системы по вопросам создания и функционирования Системы, реорганизацию процессов управления государственными данными, координацию доработки и технологический аудит информационных систем органов и организаций государственного сектора на предмет соответствия единым требованиям к управлению данными, включая принятие решений в пределах своей компетенции, создание и обеспечение функционирования единой информационной платформы, внедрение единых требований к управлению данными, обеспечению контроля за их реализацией, а также осуществляет в том числе организацию реализации экспериментов по управлению данными на территории Российской Федерации.
Нормативное правовое и методологическое обеспечения создания и функционирования Системы в части регламентации вопросов систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации осуществляет Минкомсвязь совместно с Минфином.
Первоочередной задачей создания Системы является разработка основ методологии управления различными типами государственных данных.
На следующем этапе создания Системы должно быть организовано проведение экспериментов по управлению государственными данными на территории Российской Федерации. Предметом эксперимента может выступать как улучшение качества государственных данных, обеспечение их доступности и защиты, так и способ решения одной из задач создания и обеспечения функционирования Системы.
Результаты проведения экспериментов должны подтвердить правильность определения основ методологии управления различными типами государственных данных и стать основной для разработки базового нормативного обеспечения и первоочередных компонентов единой информационной платформы. По результатам проведенных экспериментов также должна быть осуществлена корректировка (уточнение) моделей угроз безопасности обрабатываемой информации и действий нарушителя, уточнение требований к системе защиты информации и при необходимости уточнение отдельных положений Концепции.
Основным источником финансирования создания Системы являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятий федерального проекта.
При необходимости доработки и развития информационных систем участников Системы необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:
- федеральные государственные информационные системы и иные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, введенные в эксплуатацию до ввода в эксплуатацию единой информационной платформы, в части интеграции с единой информационной платформой — за счет средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий федерального проекта;
- федеральные государственные информационные системы, введенные в эксплуатацию до ввода в эксплуатацию единой информационной платформы, в части иных доработок, необходимых для реализации Системы, — за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мероприятий федерального проекта;
- региональные государственные информационные системы — за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;
- иные информационные системы — за счет средств собственников таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Создание, эксплуатация и развитие (модернизация) Системы может осуществляться с использованием средств государственных институтов развития, внебюджетных источников финансирования, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства.