И все-таки я это сделал! Ну или это сделало меня – если учесть, что борьба с УЭК (о предыдущем раунде см. заметку «Национальная п. система») заняла у меня почти неделю, в течение которой я совершил не менее десяти поездок в разные концы Москвы и потратил кучу времени в очередях… Но обо всем по порядку.
Прежде всего, ООО «УЭК» среагировало на предыдущий мой текст («Объяснительная записка ОАО «УЭК»). Увы, не очень содержательно. (Редакция D-Russia.ru за неделю не смогла добиться от пресс-службы ОАО «УЭК» уточнения некоторых положений этого местами не вполне ясного текста. — Ред.)
Разобрался с полисом обязательного медицинского страхования, «зашитым» в УЭК. Для тех, кто не читал начала первую часть эпопеи: полис ОМС у меня был в виде пластиковой карты, старого образца. С 2011 года в РФ перешли на новые полисы, единые федеральные – и с другими номерами. Менять старые не обязательно, и мой замечательно работал. Но при выдаче УЭК мне присвоили новый «единый» номер и его же записали в чип. После чего карта УЭК наотрез отказалась работала в поликлинике, а новый номер полиса ОМС не «пробивался» на сайте московского фонда ОМС.
Решилось всё просто. Зашел в офис РОСНО, благо рядом, и сказал, что хочу сменить страховую компанию, на предмет ОМС, и заодно получить новый полис. Имею на это право по закону, несмотря на то, что выдавала мне прежний полис другая компания. В РОСНО усомнились, что номер будет тот же, что мне зашили в чип на карте УЭК, но заявку приняли. Сказали, что срок выдачи полиса – месяц. Но в тот же день (понедельник, ровно неделю назад, 31 марта) новый номер полиса ОМС пробивался через сайт московского фонда ОМС, причем сайт честно указывал, какая у меня страховая компания. Зашел в поликлинику, проверил УЭК на терминале – все работает. И номер полиса на терминале теперь показывает именно тот, что написан на карте УЭК.
Первая хорошая новость за все время.
В тот же день смог расплатиться картой УЭК с платежной системой ПРО100 в «Шоколаднице». Правда не знаю, взяли ли комиссию – баланс не смотрел, чтобы не расстраиваться. Вторая хорошая новость.
Неприятных новостей, увы, оказалось больше.
Купил, как и собирался, кардридер, чтобы попробовать с УЭК онлайн-сервисы. Сделал это не в Сбере, а у независимого продавца. Не так дорого, меньше тысячи. Кардридер взял складной. Штука, к слову, прикольная, в сложенном виде как USB-флэшка. Но что толку, что штука прикольная, если на gosuslugi.ru зайти с помощью УЭК невозможно – наше электронное правительство говорит, что у меня на карте не найдены сертификаты ключей. На московском сайте услуг (pgu.mos.ru) при попытке авторизоваться по УЭК выясняется, что «данный функционал временно недоступен». На сайте налогового ведомства (nalog.ru) страница авторизации через УЭК не загрузилась вообще.
Похоже, мне просто не записали электронную подпись на карту УЭК. Придется разбираться, можно ли можно дописать на УЭК электронную подпись без перевыпуска самой карты.
Далее, в банкомате Уралсиба увидел раздел «Услуги для УЭК». Заинтриговало. Внутри оказался раздел «ПФР». Заинтриговало еще сильнее, иду по меню дальше. А дальше – «Выписка ПФР». Но вот с выпиской меня обломали, сказали, что нет какого-то приложения для работы с ПФР. Решил, что с Уралсибом надо разобраться, и с целью выяснять, в чем дело, на следующий день к ним съездил. В Уралсибе признались, что они электронные подписи в УЭК не прошивают вообще. По крайней мере в Москве. Ехать на родину Уралсиба в Уфу желания не испытал.
Зато в Уралсибе предложили написать отдельное заявление о подключении моей УЭК к «Единой информационной системе Пенсионного фонда РФ». Теперь через их банкоматы я могу получать выписку своего счета в ПФ РФ. Что приятно как некая фича, но лично для меня с моим 63-м годом рождения бесполезно – у таких, как я, нет накопительной пенсии. Но кому-то может быть и полезно проверять, аккуратно ли его компания делает перечисления в ПФ, и все ли там отражается.
Потом съездил в офис Ростелекома на Таганскую. Там стоит т.н. «инфомат», который предлагает доступ к госуслугам с авторизацией не только по паролю, но и по карте с чипом. Правда, пишет этот инфомат про некую «карту электронного правительства». Но мою УЭК считал, запросил ПИН, а потом заявил, что у меня на ней нет электронных сертификатов! Похоже, действительно нет, см. выше про gosuslugi.ru. Получил, кстати, там же, в Ростелекоме, электронную подпись для доступа к сайту госуслуг: стоит такое удовольствие пяти минут в очереди и 660 рублей. Но записали мне её не на карту УЭК, а на eToken.
Но это так, попутно. Получив eToken, от задачи зашить электронную подпись в УЭК я не отступил.
В отделении Сбера рядом с домом, где только начали выдавать УЭК, меня с просьбой записать электронную подпись на «чужую» уралсибовскую УЭК послали. Зато после трех дней звонков удалось добраться до третьего уровня поддержки УЭК, где сообщили важное сведение: единственное место, где смогут прошить ЭЦП в УЭК – это Сбер на Большой Грузинской (там был самый первый пункт выдачи УЭК). В МФЦ ехать не советовали, только в этом вот Сбере, нигде кроме.
До поездки на Грузинскую озаботился тем, почему у меня сервис «Проверь свой ИНН» на сайте nalog.ru (а также на сайте gosuslugi.ru и через терминал в налоговой) показывает совсем не тот ИНН, что у меня на самом деле. Выяснилось, что некая налоговая №27 г. Москва когда-то присвоила мне еще один ИНН. И хотя живу я по текущему адресу уже 30 лет, и, соответственно, налоговая у меня не менялась, неразбериха поимела место быть. Но и ладно, главное, что по второму ИНН никаких долгов не оказалось. Записал я свой «правильный» ИНН (он потом пригодился), а заодно попросил поставить мне в паспорт штампик с номером ИНН (сам не знаю зачем, но лишним, наверное, не будет), а также получил логин/пароль к «Кабинету налогоплательщика» на сайте nalog.ru. Там авторизация по УЭК вроде как есть, но при нажатии на соответствующую кнопку страница не грузится.
Наконец, поехал в отделение Сбера на Большую Грузинскую, 37. Как заверила меня техподдержка УЭК, «они начали работать с УЭК самыми первыми и поэтому всё знают и умеют».
И точно, записали мне цифровую подпись на мою УЭК. Хорошо, что взял с собой конверт с ПИН-кодами, так как именно там и понадобились Пин1 и Пин2 (а не банковский) для прописывания ЭЦП. Более того, мне в ЭЦП записали мои ИНН и e-mail, сказали, что могут понадобиться. Для чего именно, правда, не сказали, но не отказываться же от добра, глядишь, пригодится. Так что правильно я сделал, что вначале ИНН проверил!
Теперь удалось проставить весь нужный софт (вначале деинсталлировав то, что ставил раньше, и проапгрейдив браузер, и зайти на сайт госуслуг. Пока больше никуда – на мосуслугах (pgu.mos.ru) при попытке авторизоваться по УЭК по-прежнему «данный функционал временно недоступен», на сайте налоговиков выдается 404-я ошибка, а сайт УЭК — предлагает вставить карту в считыватель – и далее ничего не происходит.
Может, у меня «гранаты не той системы», в смысле WinNT с IE8 им не нравится? Но про это пусть лучше пишет Евгений Козловский. Пусть он тоже помучается.
На этом пока закончу. Надо будет теперь написать какое-нибудь руководство для новобранцев –чтобы те, кто получат УЭК, потом не тратили на борьбу с этой картой столько времени, сколько потратил я. А людей таких не мало. За последнюю – с 30 марта по 6 апреля – подано более 7 тысяч заявок на получение УЭК, если верить официальному сайту.
Надо было в качестве постскриптума добавить: «я отдал все свои документы и может быть все свои деньги в «облако», добрым и честным дядям сисадминам, чиновникам, банкирам. Теперь я абсолютно бесправный и зависимый от системы человек! Урраааа! Путину слава!»
)))
Электронная подпись по умолчанию и не должна быть на УЭК. УЭК это всего лишь носитель. А электронную подпись можно получить в удостоверяющем центре. Для работы на госпорталах подпись должна быть квалифицированной. Такие могут выпускают удостовярющие центры аккредитованные минкомсвязью. Список можно посмотреть вот здесь http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118
То, что в Ростелекоме не смогли записать ее на УЭК говорит только о не желании это делать, а не о том, что это так сложно и не возможно. Никакой технической проблемы перенести электронную подпись с токена на УЭК нет. Это можно сделать и в домашних условиях, при наличии конечно базовых знаний и небольших навыков работы. На сегодняшний день проблема больше в том, что слишком мало сервисов для физлиц где необходима электронная подпись. Для юрлиц этот перечень очень большой. В принципе например генеральный директор фирмы или главный бухгалтер могут записать подпись выданную им как сотруднику фирмы так же на свою личную УЭК и использовать ее как носитель для хранения всех электронных подписей.
Я УЭК получала в Новосибирском Сбере, про это тоже можно написать отдельную эпопею. Захотела приобрести примерно по той же причине, что и Вы — ради эксперимента. В Сбере мне картридер выдали бесплатно. На нем написано: «не требует установки драйвера!». Уже сейчас и не вспомню, что все-таки с меня потребовал установить портал УЭК при попытке воспользоваться картридером, то ли драйвер, то ли еще какое Приложение, но факт тот, что валяется он у меня сейчас без дела и нет никакого желания разбираться дальше «чего в супе не хватает», т.е. почему картридер не работает. С порталом УЭК и со Сбером уже есть опыт общения, желания дальше получать отписки типа «идите подальше» — нет никакого.