Опубликовано исследование, посвящённое закону о «приземлении» глобальных IT-компаний в России

На пресс-конференции в Москве в среду был представлен доклад «Закон о «приземлении» ИТ-компаний и правовые условия деятельности на международных рынках», подготовленный Центром политической информации.

Документ содержит:

  • краткое описание международного (ЕС, КНР, США) опыта государственного регулирования деятельности глобальных IT-компаний;
  • описание того, что является предметом такого регулирования (онлайн-контент; защита персональных данных граждан страны, охрана интеллектуальной собственности; налогообложение глобальных IT-компаний; соблюдение национального антимонопольного законодательства);
  • сведения о финансовых ресурсах глобальных IT-компаний – с демонстрацией того, что эти ресурсы сопоставимы с государственными бюджетами и анализом роли России для глобальных компаний – как рынка;
  • подробное описание и историю российского опыта законодательного регулирования интернет-сферы;
  • анализ закона о «приземлении» глобальных IT-компаний с точки зрения достаточности для регулирования, практической применимости (вместе с другими законами РФ о деятельности интернет-компаний), ожидаемых результатов.

Авторы документа приходят к выводу, что саморегулирование интернет-компаний – утопия, а государственное регулирование их деятельности – необходимость.

«Российская правоприменительная практика [для регулирования деятельности интернет-компаний] является далеко не самой жёсткой даже в сравнении с мерами, применяемыми в странах Евросоюза», а «российское законодательство соответствует современным тенденциям в области регулирования онлайн-платформ и борьбы с нежелательным контентом», сказано в документе.

Последствия принятия в 2021 году закона о «приземлении» глобальных IT-компаний в России оцениваются положительно. Иностранные компании «окажутся в сопоставимых условиях с российскими как с точки зрения налогового режима, так и по условиям работы», сказано в отчёте.

Издержки на содержание российских представительств глобальных компаний (в настоящее время в РФ открыты представительства только Google и ByteDance, которая владеет сервисом TikTok) «несопоставимы с прибылью, которую они генерируют на российском рынке». Саботировать закон или уходить из России глобальные компании не станут.