Омск на пути к цифровой экономике
Предлагаем вашему вниманию статью директора казенного учреждения города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий» Игоря Катунина о работе в области информатизации муниципального образования за последние 10 лет.
Текст подготовлен специально для D-Russia.ru при содействии Экспертного центра электронного государства и начальника информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Данила Валинурова.
См. также другие публикации в разделе Итоги года >>
Начиная с 2008 года управление информационно-коммуникационных технологий (УИКТ) определяет муниципальную политику в сфере информатизации деятельности администрации города Омска и подведомственных учреждений. Опыт, накопленный за 10 лет, в чем-то похож на опыт других городов, а в чем-то уникален и этим интересен.
Заложен прочный фундамент информатизации: единая защищенная телекоммуникационная сеть связывает все структурные подразделения мэрии и ряд важнейших учреждений, среди которых — муниципальный архив, Центр поддержки предпринимательства, Служба одного окна и другие. Настроен централизованный доступ в Интернет, обеспечена антивирусная защита пользователей. Современная конфигурация сети окончательно сформировалась в 2010 году. Для передачи конфиденциальной информации по открытым каналам связи используется собственный удостоверяющий центр, построенный на технологии ViPNet. Шифрование применяется при передаче данных между мэрией и правительством Омской области, между мэрией и администрациями пяти городских округов.
В 2011 году УИКТ получена лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а в 2012 году — лицензия ФСБ на предоставление услуг в области шифрования информации. Это подтверждает качество работы специалистов и позволяет экономить на услугах сторонних поставщиков криптографических услуг.
10 лет специалисты УИКТ работают с технологиями видеоконференцсвязи. На одной из омских встреч АСДГ именно эта технология обеспечила полноценное участие в конференции представителя федеральных органов власти. В настоящее время ВКС-клиент установлен в кабинете мэра, что позволяет главе города наблюдать за совещаниями областного правительства и выступать при необходимости.
В 2009–2010 годах в городской администрации начато внедрение IP-телефонии: сегодня каждое рабочее место оборудовано телефоном, а всего в двух крупных зданиях насчитывается порядка 900 абонентов. Цифровые линии используются для внутренних звонков и связывают мэрию с внешним миром. Мы также сохранили некоторое количество старых аналоговых линий на случай нештатных ситуаций. Преимущества использования IP-телефонии очевидны: во время звонка еще до снятия трубки известно имя звонящего, а при перемещении сотрудника его аппарат подключается в любой точке нашей сети без дополнительных настроек. Кроме того, благодаря единому муниципальному контракту на сотовую связь служебные мобильные телефоны объединены с внутренними, а звонки между ними бесплатны. Есть и еще одно удобство: набрав короткий внутренний номер из четырёх цифр, можно автоматически дозвониться на мобильный телефон сотрудника, если он не берет трубку стационарного.
Технологии IP-телефонии позволили развернуть контакт-центр, который принимает звонки для двух групп операторов: Служба одного окна (2 сотрудника) и Единая дежурно-диспетчерская служба, ЕДДС (5 сотрудников). Вызовы ставятся в очередь, до ответа оператора звонящие получают информацию в автоматическом режиме.
В 2016 году правительством области начато финансирование работ по созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в состав которого входит система 112. До конца 2019 года будет построено два центра обработки данных (основной и резервный): по проекту рабочие места системы разместятся также на базе Единой дежурно-диспетчерской службы. В настоящее время в кабинете ЕДДС имеется линия связи системы 112, развернуто тестовое рабочее место оператора. Предполагается, что при звонке на номер 112 будет фиксироваться не только номер, но и местоположение звонящего, и в момент звонка на экране оператора будет формироваться карточка звонка, которую оператор должен дополнить и направить в службу экстренного реагирования. Программное обеспечение системы 112 разработано российской компанией.
В настоящее время к номеру 112 подключен голосовой информатор, который предлагает донабрать скорую помощь, полицию или другие службы. Если звонящий не предпринимает никаких действий, звонок поступает диспетчеру городской ЕДДС.
Согласно действующему законодательству, мэрия обязана принимать участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города. Для этих целей в Омске используется подвижной пункт управления на базе автобуса ЛиАЗ, где предусмотрено 7 мест для участников оперативного штаба. В салоне есть оргтехника, мобильный спутниковый телефон, система видеонаблюдения с двумя поворотными камерами, Интернет. При необходимости ведется видео- и аудиозапись. Пункт управления можно легко подключить к внешним телефонным линиям. Мобильный кондиционер облегчает длительное пребывание в автобусе при любой погоде. Здесь также размещена зона приема пищи и создан запас питьевой воды. Подвижной пункт управления регулярно выезжает на учения, участвует в комплексных проверках. В 2017 году автобус использовался при ликвидации последствий хлопка газа на десятом этаже панельной новостройки микрорайона Амур-2.
В 2010 году введена в эксплуатацию система электронного документооборота и делопроизводства на платформе Lotus Notes: она объединила сотрудников администрации города Омска, Омского городского совета и была интегрирована с аналогичной системой правительства Омской области. СЭДД стала единым пространством хранения и обработки документов для 2 200 сотрудников и сделала документооборот прозрачным. Тренд на импортозамещение диктует необходимость внедрения новой технологической платформы СЭДД. Мы уверены, что смена системы пройдет легко, поскольку за годы эксплуатации процедуры документооборота были отработаны досконально, и сотрудники привыкли к тому удобству, которое дает электронное делопроизводство.
С использованием СЭДД оказываются муниципальные услуги. Точкой входа для заявителей в большинстве случаев является региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ): его поддерживает главное управление информационных технологий Омской области.
На РПГУ размещаются такие муниципальные услуги, регламенты которых допускают оказание в электронном виде. Сотрудники УИКТ формализуют параметры услуги и передают их в ГУИТ для размещения на безвозмездной основе. После тестирования услуга вводится в эксплуатацию. Запрос заявителя попадает в СЭДД, где обрабатывается Службой одного окна с применением СМЭВ при необходимости.
Пожалуй, самая известная муниципальная информационная система — официальный портал администрации города Омска, который работает с 2010 года. Его посещаемость — порядка 4 тысяч человек по будням. Сегодня это более 30 тысяч веб-страниц, 32 тысячи файлов для скачивания и 22 тысячи изображений (фотографии и инфографика).
Без авторизации посетитель портала может взять талон в Службу одного окна, подать юридически значимое обращение, запросить некоторые виды документов или узнать о их готовности. Через шлюз запросы автоматически направляются в СЭДД. Пользуются популярностью интерактивные карты праздничных мероприятий, которые составляются трижды в год: на День Победы, День города и Новый год. Ежедневно выходят новости, яркие события находят отражения в фоторепортажах и видеосюжетах.
Портал также предлагает хорошо структурированную справочную информацию неновостного характера: инвестиционный паспорт, подразделы «Бюджет для граждан», «Программа озеленения» и др. В 2014 году на Всероссийском конкурсе официальных сайтов городов портал занял первое место в номинации «Народность». Конкурс проводился Союзом российских городов.
В 2016 году был открыт канал мэрии на YouTube, в этом же году было создано официальное сообщество в социальной сети «Вконтакте». Сегодня оно насчитывает более 30 тысяч подписчиков: 46% мужчин и 54% женщин всех возрастных групп. Средний охват записи — от 2 до 4 тысяч человек.
Через два года представительства сообщества появились во всех известных социальных сетях. Цель создания сообществ — не только публикация информации, но и получение обратной связи от горожан. Регулярно проводятся стримы, опросы общественного мнения, а вопросы, поступающие через социальные сети, направляются специалистам на рассмотрение. Мониторинг социальных сетей также ведется с помощью программного продукта «Инцидент», который помогает находить сообщения о проблемах и контролировать сроки реагирования. В течение 8 часов пресс-секретари структурных подразделений мэрии информируют авторов сообщений о принятых мерах.
Администрация города Омска представлена в Интернете и другими сайтами. Так, например, с 2009 года сайт муниципальной информационной системы «Мой дом» отображает на карте текущие отключения света, тепла, газа и воды. В 2012 году сайт стал городской площадкой для раскрытия информации о деятельности управляющих организаций: уже более 350 юридических лиц зарегистрировано в системе.
С 2014 года обновленный сайт Центра поддержки предпринимательства содержит механизм поиска партнеров и инвесторов: каждая из сторон может оставить на сайте формализованное описание своего проекта. Здесь же можно удаленно задать вопрос эксперту центра или записаться на очную консультацию, вдохновиться историями успеха омских предпринимателей.
Существуют и другие полезные муниципальные сайты. Библиотеки предлагают электронный каталог изданий и сервис продления книги, анонсируют множество просветительских акций и пешеходных экскурсий. Департамент контрактной системы публикует закупки малого объема. Комитеты территориального общественного самоуправления обсуждают идеи для благоустройства придомовых территорий и мероприятий по месту жительства.
Мониторинг транспорта — отдельная большая глава в истории информатизации города. В 2011 году муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи были оснащены бортовыми контроллерами ГЛОНАСС — одними из первых в России. Данные о местоположении транспортных единиц стали поступать диспетчерам в режиме реального времени с интервалом 30 секунд. Эти же данные легли в основу системы «Мой маршрут», которая существует в виде сайта и мобильных приложений. Оперируя только текущим местоположением борта и историей прохождения маршрута, в том же 2011 году авторы системы разработали весьма точный алгоритм прогнозирования времени прибытия на любую выбранную остановку.
В настоящее время сразу несколько программных продуктов помогают омичам перемещаться по городу на общественном транспорте: автоматизированная система информирования пассажиров (собственная разработка департамента транспорта), «Яндекс.Транспорт», Hubb. Они отображают актуальное расписание движения, текущее местоположение транспорта и прогнозируют время прибытия для более чем 900 транспортных единиц муниципальных предприятий и нескольких частных перевозчиков. Получить информацию о местоположении транспорта нужного маршрута можно не только через Интернет, но и по телефону, следуя инструкциям информатора.
Следуя курсу открытости, администрация города Омска поддерживает ряд сторонних проектов в сфере информатизации. Так, например, заключено соглашение о сотрудничестве с омским геоинформационным сервисом «Электронный регион» — аналогом портала One Click Yakutsk и подобных. Пока взаимодействие ограничено сферами благоустройства и транспорта: поданные через сервис сообщения о проблемах рассматриваются профильными департаментами с подготовкой ответа о принятых мерах.
Сотрудники УИКТ протестировали сервис «Дневник.ру» и рекомендовали его к использованию. В настоящее время все омские школы используют это облачное решение.
В 2016 году в Омске предпринята первая попытка информатизации сферы дополнительного образования. Проект «После уроков» аккумулирует кружки, секции и курсы города и дает родителям удобные механизмы подбора занятий: по возрасту, по увлечениям, по степени близости к дому. Сегодня на проекте собрано более 2 600 вариантов занятий государственных, муниципальных, общественных и коммерческих организаций. Ведется календарь событий для детей и родителей: дни открытых дверей, отчетные концерты, ученические выставки, соревнования, мастер-классы, о которых не пишут СМИ.
В 2016 году проект признан лучшим в номинации «IT в образовании» на Всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT», а в 2017 году за внедрение проекта муниципалитет удостоен третьего места на международном конкурсе Smart and Sustainable Cities Awards (номинация «Город сотрудничества»).
Весомые награды серьезных конкурсов — отличный стимул для дальнейшего развития. Невозможно предсказать все проекты, которые будут реализованы в следующие 10 лет, но мы точно знаем, что в приоритете будут следующие направления:
- дальнейшее развитие IT-инфраструктуры;
- разработка действительно полезных сервисов, которые решают проблемы омичей;
- вовлечение горожан в проекты муниципалитета через социальные сети.