Однояндексовые бизнесы

1578

В пятницу компания Yandex N.V. объявила о том, что изучает «возможность изменить структуру корпоративного управления»; место события обозначено словами «Москва – Амстердам».

Суть гипотетического изменения «структуры корпоративного управления» состоит в очистке части бизнеса «Яндекса» от подозрений в каких бы то ни было связях с Россией, вплоть до переименования отделяемой части. «Нидерландская Yandex N.V. планирует со временем выйти из числа акционеров …группы компаний и сменить своё название», – сказано в сообщении. Вывести из России предполагается «бизнесы автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных».

По данным СМИ, не подтверждённым официальными публикациями, отношение к управлению остающимся в России бизнесом «Яндекса» будет иметь Алексей Кудрин, имеющий опыт участия в IT-проектах.

В этой связи D-Russia.ru считает возможным позволить себе субъективные суждения о том, что следует ожидать пользователям «Яндекса».

В 2001 году вновь избранный президентом России Владимир Путин встречался с руководителями крупнейших IT-компаний. Автор беседовал с большинством из участников мероприятия. Аркадий Волож единственным из бизнесменов был скептичен – по его словам, как только Путин понял, что больших денег в IT-индустрии нет (дело было, напомним, 21+ год назад), он потерял интерес.

Это были времена окончания бума (или, что то же самое, пузыря) доткомов. «Яндекс», как и многие победившие в естественном отборе IT-компании той поры, представлял собой подлинно инновационное явление. Был жив и продуктивно трудился Илья Сегалович, который, по словам Воложа, как никто другой обладал «чистым видением продукта» (для успеха «Яндексу» мало было создать поисковую машину, нужны были онлайн-сервисы, позволяющие по-настоящему много заработать; в этой связи, по-моему, допустимо сравнение Сегаловича с Павлом Дуровым – А.А.). В ряду главных яндексоидов следует вспомнить также Елену Колмановскую. Название её должности – главный редактор – даёт правильное представление о тогдашней атмосфере в компании. Корпоративная культура «Яндекса», кстати, вообще существенно отличалась в лучшую от крупнейшего конкурента Mail.ru Group (ныне VK) сторону – как и качество продуктов.

К моменту выхода на NASDAQ (2011) «Яндекс» представлял собой существенно более взрослую компанию, которая благодаря IPO стала известна и вызвала удивление: по дошедшим до автора свидетельствам, в США не подозревали, будто русские в состоянии делать подобное.

История с NASDAQ окончилась в марте 2022 крахом надежд акционеров. Приведённое выше высказывание Воложа о встрече с Путиным свидетельствует, на мой взгляд, об отношении к делу (бизнесу) не только президента России, но и самого Воложа. Собственно, такое отношение для бизнесмена единственно возможно: главное деньги. Когда дело жизни разрушается из-за внешних обстоятельств, вызванных политиками, отношение бизнесмена к этим политикам смоделировать несложно.

Проблема в том, что нелояльное отношение к власти если не часть корпоративной культуры нынешнего «Яндекса», то, во всяком случае, фактор, сказывающийся на качестве продукции.

«Яндекс» = русский Google. Не армия и не военно-морской флот, и тем не менее, важнейшее условие суверенитета. Да и просто привычный, необходимый фактически каждому, незаменимый набор онлайн-сервисов. Поэтому вопрос «что будет с нами после разделения «Яндекса» на Яндекс.Отечественный и Яндекс.Иностранный» имеет важнейшее значение.

Избежать русского происхождения иностранному «Яндексу» не получится, сколько его ни переименовывай, беззаконный захват квартиры Воложа в Амстердаме пример тому вполне характерный. Поэтому (и по другим причинам) перспективы европейского заработка на технологиях автономного вождения автомобилей неочевидны. Как минимум, придётся выигрывать конкуренцию на чужих рынках, которые далеко не в начальной стадии развития находятся.

Гипотетический приход Кудрина в Яндекс.Отечественный ничего хорошего инновационному развитию компании не сулит. Не в личности Кудрина дело, а в огосударствлении «Яндекса». Спустя время Сбер, а не «Яндекс» может стать главным местом произрастания отечественных IT-инноваций. Хотя и в Сбере с этим видят трудности.

Нам с вами пока тревожиться не о чем. «Яндекс.Такси» продолжит работать. Поисковая машина, признаки деградации которой заметны, увы, не один год, тоже останется с нами, как и все остальные сервисы. Потому что тут, в России, у «Яндекса» хотя и не NASDAQ, но бесспорный, стабильный заработок.

Менее ясно, останутся ли разделённые сиамские однояндексовые бизнесы родственниками, будет ли один помогать другому материально. Формально, конечно, нет, не останутся. «Яндекс» братцу, взявшему другое имя, платить не будет. Что получится на деле, прогнозировать не рискнём.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: