Политика КНР в области технологий вообще и информационных технологий в частности вытекает из общей политики страны – Китай, самая древняя на планете цивилизация, уверен в том, что возвращается к привычной исторической роли экономического, культурного и технологического лидера.
Цели инновационного развития Китая на 2021-2025 гг. заключаются в реформировании ключевых отраслей экономики и наращивании инновационного потенциала в условиях противоречивой международной ситуации. Основные цели государственной политики Китая в киберпространстве:
- цифровизация промышленности и логистики;
- регулирование национального киберпространства;
- создание альтернативной стратегии регулирования глобального киберпространства;
- обеспечение технологического лидерства страны.
Цифровизация промышленности и логистики. Для достижения этой цели КНР считает необходимым наращивать потенциал в области IT и коммуникационных технологий на основе 5G, искусственного интеллекта (ИИ), микролектроники (см. материалы 19-й сессии ЦК КПК).
Промышленность Китая сталкивается с тремя основными проблемами.
- Зависимость от импорта ключевых технологий и основных компонентов ‒ поставки чипов, операционных систем, мобильных радиочастотных устройств, оборудования для обработки полупроводников, полупроводниковых материалов и других осуществляется из США, Европы и Японии.
- Недостаточные инвестиции в фундаментальные исследования. Доля НИОКР в ВВП отстаёт от развитых стран. По данным Всемирного банка за 2018 год в Китае затраты на НИОКР составляют 360 миллиардов долларов. Для сравнения, в США ‒ 612 миллиардов долларов, в России ‒ 7 миллиардов долларов (515 миллиардов рублей). Кроме этого, НИОКР ориентированы на краткосрочную перспективу, долгосрочным фундаментальным исследованиям уделяется меньше внимания.
- Нет механизма преобразования патентов в промышленные изделия и технологии, что создало рыночную стоимость для интеллектуальной собственности.
Подробнее см. здесь.
Решение этих проблем позволит выстроить новые и укрепить существующие связи между регионами и задействовать «Шёлковый онлайн-путь».
Для стратегического финансирования высокотехнологичной местной промышленности власти Китая запустили Совет по технологическим инновациям, считающийся китайским аналогом Nasdaq.
Регулирование национального киберпространства можно определить как стремление найти баланс между формальным невмешательством государства в киберпространство, законодательной охраной оборота персональных данных и необходимостью сбора и использования информации о гражданах. В начале 2021 года в Китае приняты несколько законов.
Закон о защите личной информации (Personal Information Protection Law), в котором личная информация понимается как любая зарегистрированная информация об идентифицированных или идентифицируемых физических лицах, включая расу, этническую принадлежность, биометрическую информацию, религию, информацию о состоянии здоровья и финансовую информацию.
Закон впервые устанавливает исчерпывающий набор правил по сбору и защите данных и может применяться к зарубежным обработчикам данных в отличие от Закона о кибербезопасности 2017 года. Вступил в силу с 1 мая 2021 года.
Закон о безопасности данных (Data Security Law) сфокусирован на защите национальной безопасности Китая и национальных данных. К сфере его действия относятся все операции обработки данных внутри страны. Идея закона заключается в создании всеобъемлющей системы защиты данных, управляемой государством. При этом закон не внёс дополнительных разъяснений в термин «важные национальные данные», который присутствует в законе о кибербезопасности 2015 года тоже без определения термина.
Гражданский кодекс закрепляет право на неприкосновенность частной жизни и принципы защиты личной информации. Он определяет личную информацию как различного рода сведения (имя, фамилия, дата рождения, номер удостоверения личности, биометрические данные, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты, сведения о здоровье, сведения о местах пребывания и другие), которые зафиксированы в электронной или другой форме и позволяют по отдельности или совместно с другими сведениями идентифицировать определенное физическое лицо. Кодекс устанавливает правовую основу для обработки личной информации, обязанности для обработчиков личной информации, права отдельных лиц на их личную информацию и обязанности административных органов по сохранению, неразглашению и нераспространению данных, полученных ими при исполнения должностных обязанностей. Верховный народный суд определяет «спор о защите личной информации» в качестве основания для возбуждения гражданского иска в соответствии с Гражданским кодексом. Закон вступил в силу 1 января 2021 года.
Закон о криптографии призван регулировать применение шифрования, способствовать развитию индустрии шифрования, обеспечивать информационную и национальную безопасность, общественные интересы, защищать законные права граждан, юридических лиц и других организаций. Криптографию закон относит к «технологиям, продуктам и услугам, которые применяют определённые преобразования к информации для обеспечения шифрования и аутентификации». Исполнение закона контролируется Государственным управлением криптографии в сотрудничестве с Национальным управлением по защите государственной тайны. В законе определены три категории шифрования: базовая, основная и коммерческая. Базовая и основная относятся к обеспечению национальной безопасности. Коммерческая предполагает взаимодействие между коммерческими структурами.
Антитеррористический акт 2015 года обязывает операторов связи и интернет-провайдеров предоставлять бэкдоры и коды дешифрования органам власти, блокировать и закрывать страницы в Интернете без судебного разбирательства. За нарушение положений акта операторов связи и провайдеров могут оштрафовать на сумму от 200 до 500 тысяч юаней (от 2,3 до 5,8 миллиона рублей).
Законы Китая формируют информационные сети, открытые для государственных органов, но закрытые от влияния извне.
Создание альтернативной стратегии регулирования глобального киберпространства. Китай стремится сформировать правовые рамки поведения в киберпространстве, которые могли бы быть приняты мировым или региональным сообществом в отсутствие юридически обязывающих международных договоров международного законодательного регулирования в этой области.
Среди международных инициатив Китая в 2020 году можно выделить следующие.
Глобальная инициатива по безопасности данных, которая направлена на обеспечение развития сферы ИКТ и противодействие использования ИКТ в преступных целях. Инициатива включает восемь пунктов, получивших название «План Вана».
План «Совместное построение сообщества с общим будущим в киберпространстве», который носит декларативный характер и может рассматриваться как попытка создать альтернативную коалицию государств с альтернативными (авторитарными, в западной терминологии) ценностями регулирования киберпространства стран региона. В плане отсутствуют такие понятия, как права человека и общие ценности в киберпространстве, роли негосударственных субъектов и др. положения, соответствующие западноевропейским ценностям.
Обеспечение технологического лидерства страны в четырех областях: ИИ, 5G, суперкомпьютеры, космос.
Развитие ИИ в Китае определено возможностями по сбору большого количества данных, которые он может использовать для обучения ИИ-систем.
Китай – лидер по внедрению 5G. К 2023 году Китай может получить полное покрытие 5G и опередить другие державы. К 2025 году 40% пользователей 5G в мире будут проживать в Китае (500 миллионов человек). Эксперименты по внедрению 5G проводятся в Пекине, Шанхае и Шэньчжэне. Экспоненциальное увеличение объёма передаваемых данных за счёт развертывания сетей 5G будет способствовать созданию периферийных ЦОД (мини-ЦОД на периферии сети), где будут храниться наиболее востребованные данные для быстрого к ним доступа. Количество таких ЦОД увеличится к 2025 году на 700%. Несмотря на геополитическую напряжённость, другие страны обращаются к Китаю как к крупнейшему поставщику оборудования для сетей 5G.
В Китае разрабатывают два прототипа суперкомпьютеров, которые достигают скорости в один экзафлоп (10 в 18 степени вычислений в секунду). Завершение разработок планируется в 2021 году.
Космическое господство как концепция информационного развития. В 2017 году Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) заявила, что к 2030 году Китай превзойдет Россию и войдет в число мировых космических держав, а к 2045 году догонит США. Текущее целевое распределение спутниковых систем см. в таблице.
Спутниковые группировки США, РФ и КНР
Цель использования |
Количество спутников |
||
Китай | Россия | США | |
Наблюдение | 177 | 30 | 408 |
Коммуникации | 49 | 87 | 1250 |
Наука о Земле | 2 | 2 | 3 |
Наука о космосе | 15 | 9 | 39 |
Развитие технологий | 71 | 15 | 128 |
Позиционирование, навигация, время | 49 | 29 | 34 |
Бюджет Китая в 2020 году в области космических технологий составил 8,9 миллиарда долларов. Для сравнения, в США – 48 миллиардов долларов, во Франции – 4 миллиарда долларов, в России – 3,5 миллиарда долларов.
Первый в мире спутник квантовой связи Micius запущен в Китае в 2016 году. Он позволяет хранить больше информации с меньшими затратами энергии. Micius уже использовался для зашифрованного видеозвонка в 2017 году. Для развития проекта Пекин выделил 10 миллиардов долларов на строительство Национальной лаборатории квантовой информатики в Хэфэе.
По материалам НТЦ ФГУП «ГРЧЦ»