Минкомсвязь России планирует 2 марта обсудить с экспертами на круглом столе «Основные положения Системного проекта электронного правительства Российской Федерации до 2020 года».
В документе, с которым ознакомился Экспертный центр электронного государства, говорится, что Системный проект ориентирован на повышение эффективности и качества работы всех уровней системы государственного и муниципального управления и всех ветвей власти. Системный проект является концептуальным документом, предназначенным для формирования государственной политики и плана действий на среднесрочную перспективу.
Напомним, в 2010 году Минкомсвязью России был разработан «Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства», предназначенный для использования в качестве основы долгосрочной целевой программы «Информационное общество». В документе представлены основные направления и составляющие части формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.
Весной 2013 года президент РФ Владимир Путин поручил доработать Системный проект электронного правительства, проведя его общественное обсуждение и согласовав с заинтересованными ведомствами и экспертами.
Конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по исследованию перспектив развития электронного правительства Российской Федерации и разработке Системного проекта электронного правительства РФ был объявлен Минкомсвязью лишь в октябре 2015 года.
В соответствии с условиями конкурса, исполнителю до 15 декабря 2015 нужно было провести исследование текущего состояния и перспектив развития электронного правительства Российской Федерации и разработать «полномасштабный Системный проект электронного правительства Российской Федерации с горизонтом планирования до 2020-2025 г.г., охватывающий все аспекты использования ИКТ в системе государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации». Победителем конкурса стал Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, предложивший свои услуги за 24,7 миллиона рублей (при начальной цене контракта 24,8 миллиона).
Согласно заявке РЭУ, в Системном проекте должен быть «сформирован новый образ электронного правительства Российской Федерации, охарактеризованы новые свойства расширенного электронного правительства, представлены его новые роли и новые ценности, которые оно будет предоставлять своим пользователям», а также сформулированы цели и задачи электронного правительства Российской Федерации до 2020 года.
В соответствии с «основными положениями…», задачами Системного проекта являются:
- оценка состояния электронного правительства Российской Федерации на современном этапе развития;
- разработка основных положений, принципов и целей электронного правительства Российской Федерации;
- обоснование выбора сценария развития электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
- определение принципов и подходов к формированию системы ключевых показателей эффективности электронного правительства;
- формулирование основных свойств и базовых характеристик архитектуры электронного правительства Российской Федерации;
- разработка ориентировочного плана и определение условий реализации выбранного сценария развития электронного правительства Российской Федерации.
Как говорится в документе, на основе концептуальных положений Системного проекта должна быть разработана «развернутая программа развития электронного правительства Российской Федерации на период до 2020 года, включающая мероприятия по внесению необходимых изменений в нормативную правовую базу, по разработке проектных документов (наборы архитектурных требований, руководящих документов для основополагающих комплексов и отдельных сегментов электронного правительства и т.д.), а также по созданию систем и компонентов электронного правительства».
Проект описывает принципы и цели электронного правительства РФ так:
- ориентация на пользователя;
- эффективность, включая социальную и экономическую;
- всеохватность;
- безопасность и доверие;
- гибкость и адаптивность;
- ориентация на данные;
- непрерывность функционирования.
В документе обозначены цели развития электронного правительства в Российской Федерации к 2020 году:
1) Обеспечить предоставление высококачественных государственных и муниципальных услуг всем категориям пользователей, в любое время, в любом месте, с различных устройств, преимущественно в режиме реального времени;
2) Повысить обоснованность принимаемых управленческих решений, снизить издержки реализации функций и осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечить принятие управленческих решений преимущественно в режиме реального времени;
3) Обеспечить возможность использования систем и сервисов электронного правительства для поддержки деятельности гражданского общества и бизнеса, вовлечения граждан в процессы государственного и муниципального управления.
В документе рассматриваются консервативный и трансформационный сценарии дальнейшего развития электронного правительства. Первый носит эволюционный характер и существенно не меняет сложившихся принципов и целей развития имеющейся инфраструктуры электронного правительства. Следование консервативному сценарию, считают авторы документа, сопровождается высоким риском постоянного увеличения разрыва между ожиданиями пользователей услуг электронного правительства и его возможностями.
Трансформационный сценарий направлен на снижение издержек реализации функций и осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, поддержку деятельности гражданского общества и бизнеса, вовлечение граждан в процессы государственного и муниципального управления.
[box]Для реализации трансформационного сценария предлагаются такие меры, как:предоставление пакетов государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям, развитие практики уведомления, при желании пользователя, о наступлении права на получение услуги, исследование реальных потребностей пользователей и оказание наиболее востребованных услуг;
предоставление государственной или муниципальной услуги как единого процесса, запуск которого, контроль на промежуточных стадиях и получение результата пользователь может осуществлять, используя различные точки и каналы доступа, за счет объединения многофункциональных центров и офисов государственных и муниципальных органов власти в единую сеть, интегрированную с инфраструктурой электронного правительства;
усиление функциональных возможностей Единого портала государственных и муниципальных услуг и личных кабинетов пользователей, в том числе за счет использования интеллектуальных помощников, персонально настраиваемых интерфейсов, удобных инструментов навигации по всем государственным и муниципальным услугам, предоставления дополнительных сервисов;
интеграция государственных и негосударственных порталов, предоставляющих услуги, в единую систему доступа к сервисам электронного правительства путем использования единого стиля, единой системы идентификации, поиска и навигации, единого стандарта личного кабинета;
развитие сервисов электронного правительства, обеспечивающих для различных категорий пользователей ощутимое преимущество и удобство получения услуги в электронной форме перед другими способами взаимодействия;
обязательная оптимизация процедур предоставления услуг при переводе их в электронную форму с целью сокращения стоимости транзакций и/или времени предоставления услуг, обеспечение мониторинга стоимости предоставления услуг и выполнения административных процедур;
использование подходов и технологий, направленных на снижение расходов на информационно-коммуникационные технологии в органах власти, включая использование технологий облачных вычислений, средств виртуализации, общих и типовых решений или сервисов, однократной разработки услуг, однократного ввода данных;
формирование и исполнение единой процедуры предоставления государственной или муниципальной услуги независимо от точки или канала доступа для обращения за услугой или для получения результата;
создание механизмов оперативной синхронизации изменений в нормативных правовых актах в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг с изменениями в порядке предоставления услуг, а также в требованиях к разработке, модернизации и интеграции информационных систем;
формирование систематизированной и актуальной информации об объектах, учитываемых государством, необходимой для предоставления услуг и реализации функций, предоставление ее в качестве данных-первоисточников (эталонов);
формирование и использование расширяемой единой модели данных электронного правительства, снабженной технологиями связывания и интерпретации данных и метаданных, обеспечение условий для их совместного и повторного использования;
создание систем и предоставление сервисов электронного правительства, обеспечивающих поддержку гражданского участия и развития предпринимательства, процессов самоорганизации различных заинтересованных сторон, таких как механизмы идентификации и аутентификации, предоставления сервиса верификации посредством доверенной третьей стороны, сервисы площадок совместной деятельности и взаимодействия между информационными системами;
обеспечение предоставления базовых государственных информационных ресурсов в режиме реального времени для использования гражданами и организациями при взаимодействии друг с другом;
обеспечение возможностей для развития и использования электронного правительства в формате государственно-частного или муниципально-частного партнерства;
разработка и реализация системы мониторинга ключевых показателей эффективности электронного правительства, в том числе с использованием сведений из информационных систем. [/box]
Также в Системном проекте описываются принципы и подходы к формированию системы ключевых показателей эффективности электронного правительства и их мониторингу; даются основные характеристики архитектуры электронного правительства Российской Федерации.
В документе прописаны основные положения управления реализацией выбранного сценария развития электронного правительства Российской Федерации и упомянут ориентировочный план развития электронного правительства РФ до 2020 года. Сам план, впрочем, не приложен, но сказано, что он предполагает достижение следующих показателей:
Уровень удовлетворенности граждан и организаций качеством государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронной форме – 90%.
Доля государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронном виде – 80%.
Сокращение средней стоимости оказания государственных и муниципальных услуг – 20%; доля граждан и организаций, использующих системы и сервисы электронного правительства для взаимодействия друг с другом – 10%.