Минэкономразвития подготовило проект приказа, предполагающего запрет на использование Google Analytics, Piwic и других иностранных счетчиков посещаемости веб-страниц на официальных сайтах госведомств, сообщают «Известия» со ссылкой на источник, знакомый с проектом приказа.
По данным источника, сейчас документ проходит согласования с другими ведомствами. В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что в ведомстве изучают вопрос о безопасности использования иностранных счетчиков.
«С учетом появления информации о сборе зарубежными интернет-компаниями персональных данных пользователей официальных сайтов органов власти Российской Федерации, прорабатывается вопрос о необходимости введения запрета на использование на официальных сайтах органов власти зарубежных сервисов измерения посещаемости и сбора статистики, — сообщила помощник главы Минэкомразвития Елена Лашкина. — Принятие подобного решения требует проработки с рядом федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение информационной безопасности при использовании информационных систем».
По просьбе МЭР Роскомнадзор направил более 300 запросов в органы власти федерального, регионального и муниципального уровня, чтобы узнать, какие данные они анализируют, и какие счетчики для этого используют, сообщил официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. «Сейчас получено около 50% ответов. Когда все данные будут получены, направим ответ в Минэкономразвития», — добавил он.
Согласно данным аналитического портала index.ru, из 264 госсайтов счетчики «Яндекса» есть на 52%, LiveInternet — на 35%, Google — на 21% (можно использовать сразу два или более). Счетчики можно настроить так, что пользователь их не видит при обычном просмотре сайта, их наличие можно заметить, только посмотрев программный код страницы.
Как сообщал Экспертный центр электронного государства, в мае член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов направил письма генпрокурору РФ Юрию Чайке, главе Роскомнадзора Александру Жарову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву с просьбой проверить защищенность персональных данных граждан от несанкционированного сбора через интернет-счетчики, а также запретить использование на госсайтах счетчиков от компаний из недружественных России стран.
По мнению Костунова, поставить счетчик на сайт с персональными данными граждан — это мечта для любой разведки. «Фактически это щупальца компаний, находящихся под американской юрисдикцией. Считаю неприемлемым размещать их на сайтах госорганов даже ради очень красивых отчетов и графиков о поведении российских граждан в Интернете», — добавляет Костунов.
После письма Костунова редакция D-Russia.ru провела свое исследование и выяснила, что техническая возможность запрета сбора персональных данных у веб-мастера существует. При использовании «Яндекс.Метрики» достаточно, например, пометить поле формы тегом «password», и его содержимое не уйдёт наружу.
В условиях использования Google Analytics прямо сказано, что клиентам (владельцам сайтов) запрещается отправлять в Google информацию, которая позволяет установить личность пользователя. Юридическая ответственность за утечку персональных данных вместе со статистикой посещаемости лежит на администраторе сайта.
Так что с владельцев статистических сервисов взятки гладки: если обнаружится, что данные из веб-формы отправляются на внешний сервер и это станет поводом для разбирательства, отвечать будет владелец проштрафившегося сайта.
Таким образом, радикальным решением была бы разработка правильного, заведомо безопасного счётчика посещаемости государственных ресурсов.
Эксперт-консультант инвестиционной компании «Финам» Леонид Делицын так прокомментировал «Экспертному центру электронного правительства» ситуацию со счетчиками в Рунете:
«Российский рынок интернет-статистики исторически сформировался таким образом, что счётчики предоставляют данные бесплатно. Наверное, когда-то фундамент такой системы заложил Rambler’s Top 100, который предоставлял относительно скудный набор показателей, но присовокуплял рейтинг, лидеры которого получали с популярного счётчика много посетителей. Поэтому первые серьёзные конкуренты — SpyLOG и Top List уже не могли требовать с сайтов много денег за обработку статистики.
Соответственно, счётчики — не слишком прибыльный бизнес и поддерживаются, как правило, другими ресурсами интернет-холдингов. В этой ситуации холдинги с безграничными ресурсами, такие как Google, обладают преимуществами — они могут предоставлять более глубокий анализ, ими умеет пользоваться много специалистов, выпущено даже много руководств для аналитиков и веб-мастеров по использованию Google Analytics. Поэтому соблазн воспользоваться именно Google Analytics для любого веб-мастера — в том числе и государственных сайтов — велик.
Конечно, наиболее желательно было бы, если бы, помимо запрета на использование популярных зарубежных сервисов, были выработаны какие-нибудь меры стимулирования развития отечественных. Нет, я не заикаюсь, конечно, что хорошо было бы, если бы госсайты платили отечественным счётчикам, например, за дополнительную степень надёжности.
Например, может быть сформулирован набор требований к данным, которому должен удовлетворять поставщик статистического сервиса. Это могло бы стимулировать развитие отечественных счётчиков. Но тут мы сталкиваемся с той проблемой, что веб-мастера государственных сайтов могут предъявлять к статистике другой набор требований, чем, скажем, веб-мастера СМИ или электронных магазинов. Так или иначе, вреда для отечественной интернет-индустрии в переходе госсайтов на российские счётчики я не вижу, а вижу даже некоторый (хотя и не слишком значимый) стимул для развития».