Как IT-сервисы могут изменить систему образования в России

Порядка двадцати мероприятий национального проекта «Образование», согласно информации, указанной в описании федеральных проектов, так или иначе связаны с темой IT, и восемь из них предполагают поставки компьютерного оборудования: ноутбуков, планшетов, МФУ и др. в школы и учреждения дополнительного образования на общую сумму 20-24 миллиарда рублей ежегодно c 2019 по 2024 годы. На начало 2025 года федеральные власти вполне могут признать эти мероприятиями национального проекта успешными по критерию 100% исполнения расходов бюджета, но при этом на региональном уровне тому же государству придётся списать на невозвратные расходы (издержки, от которых можно отказаться в будущем) как минимум 40% всех этих инвестиций (40-45 миллиардов рублей). При исполнении менее 100% абсолютные цифры будут меньше, но процент таких нерационально использованных ресурсов будет тем же.

Причины таких финансовых потерь региональных бюджетов при успешном выполнении национального проекта связаны в первую очередь со стоимостью обслуживания приобретённого IT-оборудования на местах. В их числе моральное устаревание оборудования, особенно купленного в первые годы реализации национального проекта; поломки оборудования при отсутствии существенных региональных бюджетов на его ремонт; поставки оборудования низкого качества по самым дешёвым ценам.

Кардинального решения проблемы неэффективности инвестиций в образовательную компьютерную инфраструктуру при сохранении классической практики закупки оборудования и постановки его на баланс образовательных учреждений не существует. Компьютеры дороже стоят, быстрее устаревают, чаще ломаются и требуют более высокой квалификации для их обслуживания, чем парты и книги.

Тем не менее переход школ на покупку сервиса аренды IT-оборудования образовательными учреждениями сможет решить большинство из вышеуказанных проблем.

Не покупка, а аренда

Сегодня ноутбуки, планшеты, МФУ и другое IT-оборудование в рамках мероприятий национального проекта «Образование» закупаются согласно так называемых «инфраструктурным листам», подготавливаемым Фондом новых форм развития образования. Если региональные власти захотят приобрести не оборудование, а сервис, они должны согласовать своё решение с фондом, что на деле невозможно – практически всегда приходит отказ.

При этом предпочтение отдаётся поставщикам, предлагающим наименьшую цену при минимальном количестве критериев, которым должно соответствовать закупаемое оборудование. Данный подход принципиально не учитывает расходы, связанные с IT-оборудованием после его постановки на баланс учебных заведений, которые со временем могут достигать половины его первоначальной стоимости. Это можно сравнить с шахматной партией, в которой не просчитывают позицию на несколько ходов вперед.

Успешные примеры аренды сложного оборудования вместо его покупки давно известны: так, Rolls-Royce c 1980-х продаёт лётные часы, а не двигатели, BASF Coating с конца 90-х получает деньги за окрашенные изделия, а не литры краски, клиенты Xeroх платят за распечатанные страницы – а производитель берет на себя всё техническое обслуживание.

Государство, закупая не оборудование, а сервис, избежит авансовых расходов и увеличит прозрачность и стабильность в отношении стоимости владения цифровой инфраструктурой для организации образовательного процесса. Школы и вузы смогут обновлять оборудование по мере необходимости, а вся забота о стабильности его работы будет лежать на плечах IT-провайдеров.

Госзакупки продуктов «as а service»: Россия отстаёт

Покупка услуг как альтернатива приобретению оборудования или найма персонала в России существенно отстаёт от мировой практики. До недавнего времени клиентами самых популярных сервисов (аренда автомобилей для юридических лиц, аутсорсинг бухгалтерии, облачные технологии) в большинстве случаев были российские офисы иностранных компаний и крупные отечественные игроки, ориентированные на иностранные рынки – речь идет в основном о ретейле и банковской сфере.

В госсекторе доля использования сервисной модели потребления IT до 2019 года была незначительной. Изменения начали происходить в рамках реализации НП «Цифровая экономика»: началось создание государственной единой облачной платформы (ГЕОП), автоматизированных рабочих мест для чиновников и других решений, которые должны работать с использованием сервисной модели и обеспечивать эффективное использование IT-ресурсов. При этом в национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение» буквально прописаны закупки оборудования по схеме on-premise, т.е. размещение закупаемого оборудования на самом предприятии.

Появление закупок сервисов в рамках «Цифровой экономики» вполне логично: например, госсектор США и Великобритании успешно использует различные типы сервисных контрактов, в том числе и на компьютерное оборудование. Так, сайт B2B рейтингов Clutch выдаёт список из 822 компаний – поставщиков IT-услуг в государственные и некоммерческие организации США, причём речь идёт не о международных вендорах, таких, как AWS, Google или Microsoft, а о локальных системных интеграторах и поставщиках услуг. По информации британского правительства оборот 4 компаний (Accenture, ATOS, IBM и Microsoft) в рамках 300-400 контрактов на IT-сервисы с государственными учреждениями составляет более миллиарда фунтов в год, при этом расходы бюджета на IT-инфраструктуру при аутсорсинге уменьшаются на 5-35%.

Существенным отличием российской практики является формирование отдельных государственных центров оказания услуг (таких, как, например, ГЕОП), в то время как за рубежом предпочитают отдавать сервисные контракты частным компаниям, давая им доступ и возможность развития на широком рынке госсектора. Подобных примеров немало, самый последний и заметный из них – SpaceX, имеющая контракты с NASA и военно-воздушными силами США. На начальном этапе жизни практически всех больших частных корпораций многие из них получали большие государственные контракты, например, Oracle создала программы для разведки, а Apple осуществляла поставку компьютеров в школы.

Почему сервисы не пускают в школы

Существует ряд причин, которые мешают облакам и IT-сервисам проникнуть в российскую систему образования. Одна из главных – инертность распределения государственных субсидий на образование, а также системы отчётности по закрытым проектам. В школьном бюджете, как правило, нет статьи на нематериальные закупки. Пока неясно, как реализовать механизм оплаты за фактическое использование с существующими механизмами закупок, когда выбор поставщика и оплата производятся максимум один раз в год.

Существенным препятствием является консерватизм преподавателей и менеджмента образовательных учреждений, помноженный на менталитет сотрудников отделов государственных закупок, для которых HaaS и SaaS – всё ещё «неведомые звери».

Отсутствие спроса сказывается и на развитии рынка IT-сервисов – конкурентоспособных предложений, учитывающих специфику работы образовательных учреждений, на нем практически нет. А потому и частные школы не торопятся уходить от инфраструктуры on-premise к аренде ПО и оборудования.

Есть ли решение

Переход к сервисно-арендным контрактам на цифровое оборудование в образовательных учреждениях можно сделать постепенным. Для начала государство может закупать компьютеры с дополнительной страховкой от поломок, а не только с гарантийными обязательствами. Оборудование можно приобретать в лизинг или брать в аренду с возможностью последующего выкупа. Также гораздо выгоднее как по цене, так и с точки зрения централизации технического обслуживания. Облачные технологии можно использовать при организации дистанционного обучения, обеспечив доступность образовательного контента через Интернет.

Практика закупок оборудования в рамках национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах заслуживает пристального анализа на предмет того, как цифровая инфраструктура используется в реальном образовательном процессе, и во сколько это обходится государству. Мы убеждены, что переход на сервисные контракты существенно увеличит скорость построения цифровой образовательной среды и цифровой экономики России в целом.

Об авторе: Андрей Шолохов, заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь