Доклад Калужской области (есть в распоряжении D-Russia.ru) о том, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента. Доклад подготовлен к заседанию подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое состоится в среду 31 января.
В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.
Правительственной комиссией главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2017 года — не менее 60%.
По данным Росстата, в 2016 году значение показателя в Калужской области составило 68,7% (первое место в ЦФО и четвертое место по России). В 2014 и 2015 годах значение показателя составляло 34% и 40,4% соответственно.
В соответствии с распоряжением губернатора Калужской области от 23 августа 2016 г. № 107-р, ответственным за достижение показателя в Калужской области определен заместитель губернатора Калужской области – руководитель администрации губернатора Никитенко А. В.
В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Калужской области назначены должностные лица не ниже заместителей руководителей, на которых возложена персональная ответственность за достижение целевого значения показателя.
Координация мероприятий по достижению целевого значения показателя осуществляется комиссией по проведению административной реформы в Калужской области, в состав которой входят руководители органов исполнительной власти Калужской области и руководители территориальных органов федеральных органов власти по Калужской области. При комиссии создана рабочая группа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Калужской области, в состав которой входят должностные лица ответственные за достижение показателей указа президента в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.
В целях достижения целевого значения показателя в Калужской области утвержден план, предусматривающий мероприятия по оптимизации предоставления услуг в электронной форме, совершенствование инфраструктуры электронного правительства и информирования граждан о преимуществе получения услуг в электронной форме.
В рамках мероприятий по оптимизации предоставления услуг в электронной форме в Калужской области реализована возможность подачи заявления на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — ЕПГУ) и получения результатов услуг в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) по двум государственным услугам: «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца» и «Выдача (переоформление) разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
В настоящее время возможность получения результата оказания услуг в МФЦ при подаче заявления через ЕПГУ осуществляется без интеграции информационной системы МФЦ с ЕПГУ и обеспечивается в основном организационными методами работы сотрудников МФЦ. Интеграция информационной системы МФЦ с ЕПГУ в полном объеме будет реализована в рамках проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» после доработки соответствующих форм заявлений на ЕПГУ.
Большое внимание в регионе уделяется вопросу создания и совершенствования инфраструктуры электронного правительства.
В этих целях правительство области во взаимодействии с интернет-провайдерами, оказывающими услуги на территории региона, инициировало подготовку проекта по развитию высокоскоростной информационно-коммуникационной сети исполнительных органов власти (далее — ВКИКС). В результате один из органов исполнительной власти области стал централизовано закупать услуги связи по предоставлению доступа к ВКИКС органам местного самоуправления, а также учреждениям бюджетной сферы области. При этом технические требования к закупаемым услугам связи было невозможно реализовать без развития телекоммуникационной инфраструктуры на удалённых малонаселённых территориях области.
К настоящему времени к ВКИКС подключены 2216 учреждений, более чем в 3 раза снижены консолидированные расходы бюджета области на услуги связи.
Кроме того, были получены следующие дополнительные эффекты, не потребовавшие расходов бюджета Калужской области:
- Публичный (бесплатный для граждан) доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi на одном объекте каждого населенного пункта, задействованного в проекте.
- Созданы возможности подключиться к сети Интернет для населения и бизнеса (уже подключились: 7815 сельских абонентов, 252 юридических лица и 43 агрофирмы).
- Обеспечена контент-фильтрация интернет-трафика для всех образовательных учреждений области.
- Для органов государственной власти и местного самоуправления области созданы условия повсеместного и бесперебойного функционирования систем единой корпоративной почты и единого документооборота.
- Посредством информационного обмена в электронной форме организован прием граждан, в том числе в ежегодный общероссийский день приема граждан 12 декабря.
- Создана коммуникационная основа для реализации регионального проекта «Безопасный город».
- Созданы возможности для реализации поручения президента страны о подключении к скоростному Интернету больниц и поликлиник в 2017-2018 годах.
- В электронном виде доступно 60 государственных и муниципальных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Калужской области.
В состав мероприятий по популяризации электронных услуг входит разработка и распространение рекламных материалов (буклетов, листовок, видеороликов), направленных на информирование граждан о преимуществе получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Рекламные буклеты, плакаты и листовки распространяются в местах оказания государственных и муниципальных услуг и во всех офисах «Мои Документы», открытых на территории Калужской области.
В социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook размещена информация о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и в многофункциональных центрах. На региональном телеканале «Ника-ТВ» ежедневно транслируются рекламные видеоролики из репозитория Минкомсвязи России. Кроме того, еженедельно готовится и распространяется сюжет для телепрограммы «Легко» о преимуществах получения электронных услуг.
Необходимо отметить, что в Калужской области все мероприятия по популяризации оказания услуг в электронной форме осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минкомсвязи России.
Большую роль в информационной кампании играют сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Благодаря разветвленной сети центров и офисов «Мои Документы», расположенных на всей территории региона, мероприятиями по информированию о возможности получить услуги в электронном виде и регистрации на ЕПГУ охвачено максимальное количество населения области.
Также все центры «Мои Документы» области обеспечивают подтверждение учетных записей в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА).
Учитывая, что при расчете показателя большое значение имеет такой показатель, как количество граждан, зарегистрированных на ЕПГУ, большое внимание уделяется мероприятиям по привлечению граждан к регистрации на портале. По состоянию на 31 декабря 2017 г. доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА по Калужской области, составляет 48,6%.
В настоящее время в Калужской области действуют 108 центров регистрации на ЕПГУ. Центры регистрации открыты в центрах занятости населения, органах социальной защиты населения, отделах архитектуры и градостроительства, а также во всех филиалах МФЦ.
В целях увеличения количества граждан, зарегистрированных на ЕПГУ, в Калужской области обеспечена авторизация на информационных ресурсах в сфере здравоохранения (запись на прием к врачу) и образования (электронный дневник) исключительно с использованием ЕСИА.
Ещё одним ключевым фактором, влияющим на достижение показателя, является наличие у граждан навыков и умений, позволяющих использовать информационные технологии при получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В целях повышения уровня компьютерной грамотности в Калужской области реализуется проект «Электронный гражданин«.
В рамках проекта было обучено 3000 жителей Калужской области на бесплатной основе. В ходе обучения слушатели курсов приобрели навыки работы с компьютером, сетью Интернет и электронной почтой. Кроме того, слушатели получили возможность не только ознакомиться с общей концепцией электронного правительства, интернет-ресурсами органов власти Российской Федерации и Калужской области, но и открыть личный кабинет на ЕПГУ.
В целях увеличения количества граждан, имеющих возможность пройти обучение основам компьютерной грамотности в Калужской области разработан обучающий видеокурс «Электронный гражданин», который с декабря 2016 г. по июнь 2017 г. транслировался на региональном телевидении.
В настоящее время совместно с министерством культуры Калужской области реализуется проект по организации обучения основам компьютерной грамотности в региональной библиотечной сети. В данном проекте принимают участие 80 муниципальных и государственных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет и возможности предоставления гражданам компьютера для прохождения обучения.
В соответствии с рекомендациями Минкомсвязи России в Калужской области организовано взаимодействие с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики. В рамках взаимодействия, перед проведением каждого обследования с интервьюерами проводятся обучающие семинары, на которых рассматриваются особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Кроме того, были изготовлены и переданы интервьюерам рекламные материалы, информирующие о способах регистрации на ЕПГУ и преимуществах получения услуг в электронной форме для распространения в ходе проведения статистических опросов.
В дальнейшем планируется продолжить работу по реализации мероприятий с целью достижения в 2018 году значения показателя, установленного указом президента.
В рамках работы по оптимизации процедуры предоставления услуг запланированы мероприятия по распространению опыта использования «гибридной схемы» на ряд востребованных гражданами услуг, а также интеграции информационной системы МФЦ с ЕПГУ.
В настоящее время возможность получения результата оказания услуг в МФЦ при подаче заявления в электронном виде обеспечивается в основном организационными методами работы сотрудников МФЦ. В полном объеме интеграция будет реализована в рамках проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» после доработки соответствующих форм заявлений на портале.
В 2018 году, в рамках региональной кампании по информированию населения, будет продолжена работа по популяризации услуг в электронном виде и дальнейшее развитие проекта «Электронный гражданин».
Согласно материалам к подкомиссии 31 января, доля жителей Калужской области, зарегистрированных в ЕСИА по состоянию на 22 января 2018 года, составляет 49,3%.