Предлагаем вашему вниманию статью министра информатизации и связи Республики Тыва Рустама Грицюка, подготовленную специально для D-Russia.ru, о результатах, достигнутых в 2018 году в сферах информатизации, электронного правительства, ИКТ и пр.
См. также другие публикации в разделе Итоги года >>
На протяжении последних пяти лет связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Республике Тыва. Объём услуг связи и информации за 2018 год составил 2 миллиарда рублей и по сравнению с 2017 годом вырос на 9,4%. В бюджет республики поступило 133,89 миллиона рублей, что на 5,4% больше плановых значений, в том числе по отрасли связи 111 миллионов рублей – 19,4 миллиона рублей от перераспределения госпошлины, налоги МФЦ – 3,5 миллиона рублей. Наблюдается и рост объёма платных услуг населению, который по итогам года составил 108 %, что в денежном выражении равно 1,26 миллиарда рублей. В структуре общего объёма платных услуг населению доля телекоммуникационных услуг составляет 19,8 % (в 2017 году – 18,7 %).

Связь
В Республике Тыва более 97% населения (304 550 человек) проживает на территории, покрытой сетями связи различных видов и стандартов. Количество абонентских устройств, подключённых к сетям подвижной радиотелефонной связи, составило на конец 2018 года 384 тысячи единиц. Охват связью стандарта 3G и 4G составляет 80% от общей численности населения. Средний тариф за мобильную связь составляет около 350 рублей в месяц, 600 рублей за фиксированный безлимитный Интернет.
По данным Росстата доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домохозяйств составляет 81,7% по различным технологиям подключения (беспроводной широкополосный доступ, 3G, 4G, оптика в дом/квартиру, фиксированный широкополосный доступ, спутниковые станции).
В 2018 году введено 42 новых базовых станций поколения 4G, это на 61% больше, чем в 2017 году.
Обеспечено бесперебойное функционирование каналов связи на выборах президента РФ. В работе регионального фрагмента ГАС «Выборы» сбоев не допущено.
Одним из наиболее масштабных проектов отрасли в 2018 году является строительство ВОЛС до 23 медицинских учреждений в 13 кожуунных (кожуун – единица административного деления в Тыве, муниципальное образование – ред.) центрах и населённых пунктах республики.
Благодаря прокладке ВОЛС для медицинских учреждений возможность подключения по ШПД в дальнейшем получат 54 746 человек, что составляет 17,1% от общего числа населения республики (14 653 домохозяйства).
Также высокоскоростной доступ к Интернету получили 4747 человек в 974 домохозяйствах в малых селах республики. В административном центре Республики Тыва, Кызыле, подключены в 15 новых многоквартирных домов.
Муниципалитеты принимают активное участие в обеспечении высокоскоростного доступа к Интернету населению через механизм государственно-частного партнёрства. По данному направлению региональные операторы обеспечили по технологии беспроводного ШПД жителей более 30 малочисленных населенных пунктов. В 2019 году планируется подключить еще 15 сёл.
Общий объём инвестиций в развитие инфраструктуры связи за 2018 год составил 382 миллиона рублей, на 180 миллионов больше уровня 2017 года.
Также немаловажной задачей для нас является создание защищенного контура единой защищённой сети всех органов исполнительной и органов местного самоуправления Республики Тыва. Такая сеть создается и сопровождается Мининформсвязи, которая объединяет в единое адресное пространство органов исполнительной власти и учреждения, находящихся в городах, районных центрах, а также посёлках и деревнях.
Цифровое правительство (цифровое государство)
Министерство является основным органом исполнительной власти в цифровой трансформации важнейших отраслей экономики, государственного управления, развития человеческого капитала и т.д.
За короткий период, в частности, внедрена в деятельность органов исполнительной власти инфраструктура электронного правительства, содержащая 20 ключевых систем.
В 2018 году мы обеспечили подключение 10 приоритетных видов контроля к типовому облачному решению контрольно-надзорной деятельности. Внедрена информационная система «На личном контроле», где жители смогут оценить эффективность профессиональной деятельности руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей социальных учреждений, качество предоставления различных услуг (в медицине, в образовании, в общественном транспорте), получить справочную информацию, оставить отзывы, жалобы и предложения.
Важным мероприятием 2018 года в процессе расширения функционала региональной СМЭВ стала интеграция с федеральной государственной информационной системой «Единый государственный реестр ЗАГС№, которая является поставщиком первичных персональных данных о гражданине. Данная интеграция позволила всем заинтересованным потребителям в лице органов государственной власти республики получать в электронном виде персональные данные о факте рождения, смерти, браке, перемены имени гражданина в соответствии с федеральным законодательством.
Всего в 2018 году всеми участниками СМЭВ (МФЦ, ОИВ, ОМСУ) направлено 685 тысяч электронных запросов. В 2017 году, для сравнения, отправлено 463 тысячи электронных запросов (рост на 47%).
В целях повышения уровня компетенции государственных и муниципальных служащих при оказании государственных и муниципальных услуг проведен многоэтапный конкурс «Госуслуги без барьеров». В рамках конкурса проведены выездные обучающие семинары в кожуунах для ответственных специалистов ОМСУ в целях повышения уровня знаний и компетенции муниципальных служащих, ответственных за предоставление муниципальных услуг в электронном виде. В конкурсе приняли участие 85 муниципальных служащих из всех районов республики.
По итогам конкурса многие участники выявили свои лидерские качества, а также обменялись между собой опытом, поделились знаниями в части оказания муниципальных услуг в электронном виде.
Технической базой для размещения и функционирования сервисов электронного правительства и иных информационных ресурсов является центр обработки данных, созданный в 2013 году. В настоящий момент в ЦОД размещены 24 государственные информационные системы, более 300 официальных сайтов органов государственной власти, бюджетных организаций. Работают более 100 серверов и единиц коммутационного оборудования.
Суммарная мощность серверной инфраструктуры составляет: оперативная память 2 Тбайта, процессорная мощность более 250 ядер, дисковое пространство 80 Тбайт на RAID-массивах, интернет-канал на 700 Мбит/с.
Наряду с внедрением и размещением информационных систем и ресурсов уделяется большое внимание информационной безопасности, которая выстроена на базе сертифицированных ФСБ отечественных решений. Создан защищённый контур вычислительной инфраструктуры ЦОД. Мероприятия по защите информации позволяют органам власти с минимальными затратами произвести аттестацию информационных систем, размещенных в ЦОД.
По расчётам экономия финансовых средств органов государственной власти за счёт внедрения ЦОД и централизованного управления инфраструктурой каждый год составляет более 25 миллионов рублей.
В прошлом году создан портал «Гость Тувы». На сегодняшний день на портале внедрены такие сервисы, как: сервис бронирования и оплаты; информация о турах на территории республики, 3D-тур и т.д. В 2018 году удалось добиться как 350 тысяч посещений сайта.

В планах на 2019 год – улучшение быстродействия сайта, реализация новых сервисов, работа над контентом. Переход на новую систему управления контентом облегчит интеграцию с различными сервисами, мобильными приложениями и ресурсами по туризму других регионов. Планируется съёмка «видео-визиток» и 3D-туров по наиболее интересным местам республики.
Развитие и обеспечение работы сети МФЦ
За 2018 год в Республике Тыва зарегистрировано 382 662 обращения в МФЦ, что на 21% больше по сравнению с 2017 годом (316 363), принято 220 167 заявлений, выдано 77 110 результатов услуг, проконсультировано 85 385 граждан. Доходная часть республиканского бюджета от уплаты госпошлин по услугам Росреестра, ФНС, МВД выросла до 19,3 миллиона рублей, что на 18% больше по сравнению с 2017 годом (16,36 миллиона рублей рублей).

Для сокращения времени ожидания была доработана система управления электронной очередью МФЦ в части предварительной записи на текущий день в удобное для заявителя время. Кроме этого реализован сервис, обеспечивающий предварительное консультирование и предварительное сканирование документов перед подачей заявления. Разработано мобильное приложение «Мои Документы», которое позволяет получать полную информацию об услугах и работе МФЦ. Данные мероприятия и новшества позволили сократить время ожидания в очереди до 16 минут.
В планах развития сети МФЦ на 2019 год предусмотрена организация электронного документооборота по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которая позволит контролировать сроки предоставления услуг, анализировать причины отрицательных результатов и предотвращать повторное получение отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг органами власти.
Понимая, что жители некоторых сел не всегда имеют возможность приехать в районный центр или город, Глава Тувы в 2018 году поручил создать «Мобильный офис МФЦ» для выездного предоставления государственных и муниципальных услуг. В этом году мобильный офис будет модернизирован в части доступа к сети Интернет и связи. Это позволит еще более оперативно и качественно оказать государственные и муниципальные услуги.

В 2018 году обеспечено дальнейшее развитие проекта «МФЦ для бизнеса». Так, на базе Тувинского филиала АО «Россельхозбанк» был создан центр оказания услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства. Уже более одной тысячи предпринимателей получили там услуги. Создан единый реестр всех мер поддержки, который позволил обеспечить открытость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинг их деятельности.
В планах на 2019 год – активизировать предоставление услуг с использованием АИС «Бизнес МФЦ» для представителей малого и среднего бизнеса, а также для граждан, планирующих начать предпринимательскую деятельность. Подключение к АИС «Бизнес МФЦ» позволит повысить качество бизнес-услуг и снизить стоимость услуг для конечных потребителей.
Об авторе: Рустам Грицюк – министр информатизации и связи Республики Тыва.