Об авторе: Александр Селедцов — министр цифрового развития и связи Иркутской области
Цифровая трансформация экономики выступает в качестве одного из наиболее приоритетных и основных стратегических направлений в её развитии. Она касается всех отраслей – здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, транспорта и, конечно, государственного управления.
Повышение качества и доступности предоставления услуг
Задачи повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по-прежнему являются наиболее актуальными.
Совершенно обыденным действием для граждан стало посещение МФЦ. На территории Иркутской области действует 48 офисов и 143 территориально обособленных структурных подразделения. Всего за последние пять лет в офисы «Мои документы» обратилось более 17 миллионов жителей Приангарья, 99,24% из них полностью удовлетворены качеством оказания услуг в МФЦ.
МФЦ стал незаменимым помощником жителям области в вопросах получения услуг в электронном виде. Около двух миллионов (83%) жителей региона имеют подтверждённую учётную запись на портале госуслуг (ЕПГУ). Активно пользуются сервисами портала более 1,5 миллиона жителей Приангарья (81,5%).
В целях оказания поддержки при обращении за услугами в электронном виде на базе МФЦ созданы секторы пользовательского сопровождения (СПС), где жители с помощью консультантов могут зарегистрироваться на ЕПГУ и подать заявления на оказание необходимых услуг в электронном виде. Всего в настоящее время на территории области функционирует 77 СПС во всех отделах МФЦ.
Кроме того, обеспечено функционирование сервиса «Видеоконсультант», позволяющего при обращении в СПС получить в режиме реального времени помощь в получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время «Видеоконсультант» внедрен во всех СПС. С 1 июня 2024 года воспользоваться данным сервисом можно посредством официального сайта МФЦ. В течение года поступило более 100 тысяч обращений через СПС (в том числе видеоконсультаций), что составило более 5% от общего количества обращений в МФЦ.
Благодаря реализации мероприятий в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление», жителям Иркутской области доступно на Госуслугах 93 массовых социально значимых услуги (МСЗУ), что составляет 100% от числа МСЗУ, включённых в утвержденный региональный перечень. В их числе 40 муниципальных услуг, доступность которых значительно увеличилась. Возможность предоставления муниципальных услуг в электронном виде в соответствии со своими полномочиями в полном объеме обеспечили администрации всех муниципальных образований Иркутской области (100%).
Министерством цифрового развития и связи Иркутской области (Минцифры региона) организован перевод в электронный вид и услуг, не отнесённых к числу массовых социально значимых, но также востребованных: в электронный вид переведены девять услуг в сфере социальной защиты населения, не отнесённых к МСЗУ.
Минцифры региона внедряются новые технологии, способствующие исключению очного посещения органов власти и МФЦ за услугами. Так, например, в 2024 году, благодаря внедрению в процессы предоставления услуг технологии «Госключ», стало возможным подписание усиленной квалифицированной электронной подписью экспертизы проекта освоения лесов.
В текущем и последующих годах цифровизация затронет еще больше сфер деятельности органов власти, касающихся предоставления услуг. В рамках нового национального проекта «Экономика данных» планируется значительно расширить перечень массовых социально значимых услуг, их станет в два раза больше. Данные услуги в большинстве своём будут предоставляться беззаявительно либо непосредственно в момент обращения на ЕПГУ – в онлайн-режиме. По услугам, которые не войдут в этот перечень, будут значительно сокращены сроки их предоставления.
Связь
Обеспечение жителей населённых пунктов Иркутской области услугами связи и доступом к сети Интернет, а также доступность предоставления государственных и муниципальных услуг остается для правительства Иркутской области одной из приоритетных задач, являясь не просто технологическим вопросом, а основой для улучшения жизни людей и социально-экономического развития Приангарья.
Так, в 2024 году сохранилась положительная динамика снижения количества населённых пунктов с отсутствующими услугами связи.
В рамках реализации региональной программы устранения цифрового неравенства в трёх муниципальных образованиях Иркутской области шесть населённых пунктов с общим количеством населения в 907 человек обеспечены доступом к услугам связи.
В период реализации федеральной программы устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0) с 2021 по 2024 годы точки доступа, оборудованные средствами связи, используемые для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, введены в эксплуатацию на территории 79 населенных пунктов, в том числе с предоставлением доступа к Интернету.
В 2025 году реализация федеральной и региональной программ продолжится.
Важно отметить и почтовую связь Иркутской области. АО «Почта России» осуществляется масштабная модернизация и приведение в нормативное состояние отделений почтовой связи (ОПС), расположенных в сельской местности и в труднодоступных местностях.
Так, Управлением Федеральной почтовой связи (УФПС) Иркутской области в 2024 году проведена модернизация и (или) ремонт восьми ОПС за счёт средств «Почты России» и возведено 31 отделение почтовой связи из быстровозводимых конструкций.
В постоянном и оперативном режиме оказывается всестороннее содействие АО «Почта России» для качественного и комфортного оказания услуг населению Иркутской области.
Обратная связь с населением
Для получения гражданами быстрой обратной связи от органов власти, а также принятия участия в голосованиях, опросах и обсуждениях, проводимых органами власти, на территории Иркутской области внедрена система Платформа обратной связи (ПОС). ПОС делает взаимодействие между гражданами и государством прозрачным, а также позволяет эффективнее решать реальные проблемы жителей региона. Гражданин может направить сообщение через форму на портале госуслуг, мобильное приложение «Госуслуги». Решаем вместе», а также виджеты на сайтах органов власти и организаций.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов и организаций с пользователями на официальных страницах в 2024 года изменена схема работы в компоненте «Госпаблики».
Согласно изменениям, функционалом компонента «Госпаблики» предусмотрено создание отдельных кабинетов органов и организаций с учётом подведомственности и сфер деятельности, возможность делегировать права на размещение информации на официальных страницах органов и организаций. Авторизация в компоненте «Госпаблики» возможна только с использованием ЕСИА.
По итогам 2024 года более 3400 органов и организаций создали новые кабинеты в компоненте «Госпаблики». На сегодняшний день основной соцсетью для ведения госпабликов является «ВКонтакте». Таким образом, ведомства стали ближе к людям и доставляют нужную информацию через привычные для населения каналы коммуникации.
«Госвеб»
Иркутская область является одним из «пилотных» регионов по развитию единой системы государственных и муниципальных информационных ресурсов «Госвеб».
Платформа «Госвеб» обеспечивает безопасное хранение данных, размещаемых на федеральных серверах, быстрое создание сайтов из типовых шаблонов с помощью гибкого визуального конструктора в современном дизайне, стандартизацию и унифицированную навигацию сайтов без финансовых затрат со стороны «держателя» сайта. Также на сайтах интегрированы сервисы для подачи обращений в государственные органы с возможностью оперативного рассмотрения.
Между правительством Иркутской области и Минцифры России заключено соглашение о взаимодействии в обеспечении доступа пользователей к информации, размещаемой на официальных сайтах органов и организаций в Интернете, на базе ЕПГУ.
В рамках соглашения на платформе «Госвеб» создано 855 сайтов общеобразовательных организаций Иркутской области и 95 сайтов медицинских организаций региона. В 2024 году в официальный режим переведен 931 сайт.
В декабре 2024 года создано 810 сайтов дошкольных образовательных учреждений Иркутской области.
В дальнейшем планируется завершить перевод на платформу «Госвеб» оставшихся сайтов образовательных и медицинских организаций Иркутской области.
Подводя итог…
По результатам реализуемых в сфере цифровизации мероприятий будут созданы новые информационные ресурсы, сервисы.
Реализация инфраструктурных проектов позволит обеспечить возможность получения в дистанционном формате государственных и муниципальных услуг, процессы получения которых планируется сделать максимально упрощёнными и удобными, в том числе с помощью новых технологий.
В рамках нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» планируется организовать перевод предоставления массовых социально значимых услуг, в том числе муниципальных, в режим онлайн и проактивный режим, а также в рамках федеральной стратегии развития обеспечить перевод всех очных обращений за услугами в МФЦ.