Госдума приняла законы о регулировании соцсетей, обороте ПД, дистанционных договорах с операторами и биометрии в банках
В среду Госдума окончательно, в третьем чтении, одобрила сразу несколько законопроектов, относящихся к регулированию работы в России соцсетей, обороту персональных данных, дистанционному заключению договора с оператором связи и идентификации граждан банками с помощью биометрии.
В случае подписания президентом проекты законов вступят в силу.
Соцсети будут штрафовать за неудаление запрещённой информации
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части установления особенностей распространения информации в социальной сети)» вводит понятие «владелец социальной сети в Интернете».
Устанавливаются обязанности владельца социальной сети, доступ к которой в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей, находящихся на территории РФ. В частности, владелец такой соцсети обязан создать в России своё представительство, ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в течение 24 часов с момента получения указанного заявления.
Также вводится обязанность владельца не допускать использование социальной сети для совершения уголовно наказуемых деяний (в том числе распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм; экстремистских материалов; материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, содержащих нецензурную брань).
Соцсети должны будут ограничивать доступ к информации, выражающей явное неуважение к обществу, государству, Конституции РФ, а также содержащей призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.
В Кодексе об административных правонарушениях появятся нормы, вводящие ответственность за нарушение порядка удаления из Интернета запрещённой информации.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 февраля 2021 года.
Непринятие мер по ограничению требуемого по закону доступа к информации будет наказываться штрафами для граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до 4 миллионов рублей. Аналогичные штрафы предлагается ввести и за неудаление противозаконной информации.
За повторное совершение данных правонарушений штрафы предлагается увеличить вплоть до 8 миллионов рублей.
Более серьёзная ответственность предлагается в законе за неограничение доступа к информации, содержащей призывы к экстремизму, порнографические изображения несовершеннолетних или данные о способах приобретения, изготовления или использования наркотических веществ.
Такое правонарушение может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 200 тысяч рублей; на должностных лиц — от 400 до 800 тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 8 миллионов рублей.
Повторное нарушение данных норм влечёт административный штрафа на граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей; на должностных лиц — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей; на юридических лиц — от 8 до 15 миллионов рублей.
«Из представленной Роскомнадзором статистики следует, что зачастую требования законодательства нарушаются крупными интернет-ресурсами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации. Так, с интернет-ресурса YouTube, вопреки требованиям Роскомнадзора, к апрелю 2020 года не удалено 10 482 страницы URL с запрещённой информацией, с ресурса Twitter — 1 462 URL, с ресурса Instagram — 1 435 URL, с Facebook — 362 URL», —говорится в пояснительной записке.
Соцсети и видеохостинги могут быть замедлены или заблокированы за цензуру публикаций российских СМИ и граждан
Принятый в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части обеспечения свободы массовой информации)» предлагает распространить нормы закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» на владельцев информационных ресурсов, которыми пользуются граждане РФ, в том числе от имени зарегистрированных СМИ, для распространения информации на государственном языке РФ и языках её республик.
Владелец ресурса может быть признан причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод, если допустит в РФ ограничение распространения пользователями Интернета общественно значимой информации, в частности, сообщений и материалов зарегистрированных СМИ.
Санкции предусмотрены за ограничение доступа к информации по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., «а равно установления владельцем информационного ресурса иных ограничений, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
В случае нарушения генеральный прокурор по согласованию с МИД России может признать владельца информационного ресурса ответственным за дискриминацию публикаций российских СМИ. Это решение будет незамедлительно направляться в Роскомнадзор.
«Признание владельца информационного ресурса причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, влечёт принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер в отношении информационного ресурса», — сказано в документе.
Под действие документа подпадают, в частности, YouTube, Facebook и Twitter. Роскомнадзор может получить право частично или полностью ограничивать доступ к ресурсам-нарушителям, в том числе замедлять их трафик. Как уточнял один из авторов проекта, нарушителям в будущем могут грозить штрафы до 3 миллионов рублей (соответствующие поправки в КоАП внесут в Госдуму позднее).
Получение согласия на распространение персональных данных граждан «по умолчанию» теперь не допускается
Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (в части особенностей обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения)» запретит операторам размещать и распространять разрешенные человеком для распространения данные без его согласия (подробнее о законопроекте см. здесь).
Закон запрещает получение согласия граждан на обработку их персональных данных «по умолчанию». Такое согласие гражданин может дать непосредственно оператору или через специальную информационную систему Роскомнадзора. Отмечается, что бездействие [пользователя] ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешённых субъектом персональных данных для распространения.
Кроме того, операторы обязаны будут удалять персональные данные по первому запросу их владельцев.
Также законом устанавливается, что в случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределённому кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Закон за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 марта 2021 года.
В поправках ко второму чтению документа уточнён порядок взаимодействия оператора с гражданином, определены правила и требования к форме согласия на обработку общедоступных данных, которую должно утвердить правительство РФ.
Банкам разрешат использовать биометрию для удалённой идентификации клиентов
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации)» направлен на совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удалённой биометрической идентификации (подробнее см. здесь).
Некоторые банки уже ведут сбор биометрических данных. Сбор биометрии для клиентов будет бесплатным. Все собранные банками биометрические персональные данные будут внесены в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Банки не смогут отказать в обслуживании клиентам, не давшим согласие на передачу своих биометрических персональных данных в единую биометрическую систему (ЕБС) с согласия владельцев биометрических данных используемую госорганами, органами местного самоуправления, участниками финансового рынка, ИП, нотариусами в целях совершения определённых действий или подтверждения волеизъявления или полномочия лица на совершение определённых действий.
Не допускается передача биометрических данных без использования специальных криптографических средств защиты, в том числе при применении мобильных средств связи.
Кроме того, появляется возможность сбора биометрии через МФЦ и возможность оказания госуслуг только с использованием ЕБС. Когда использование ЕБС для реализации государственных функций невозможно (используется иной вид биометрических данных), могут быть использованы другие, альтернативные ЕБС, государственные информационные системы.
Оператор ЕБС взимает плату за её использование организациями, ИП и нотариусами в соответствии с утверждённой методикой расчёта.
Закон вступит в силу 1 января 2021 года, за исключением отдельных статей, вступление в действие которых отсрочено на год до 31 декабря 2021 года.
Договор с оператором связи можно будет заключить удалённо, а потерянный телефон заблокировать по IMEI
В третьем чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи)». Он предусматривает, в частности, обязанность операторов блокировать утерянные телефоны.
Для идентификации граждан, заключающих договор с оператором и получающих от него телефонный номер, автор законопроекта предлагают использовать ЕСИА и ЕБС.
Законопроект использует понятие «идентификатор пользовательского оборудования». Речь об уникальном идентификаторе устройства (IMEI), который присваивается производителем и используется для идентификации телефонов в сетях GSM. Законопроект предусматривает право гражданина внести в учётную запись ЕСИА сведения об IMEI своих устройств.
В случае утраты пользовательского оборудования абонент вправе внести IMEI заявить об утрате на сайте госуслуг. Операторы связи обязаны регулярно получать из ЕСИА сведения об утраченном оборудовании и не оказывать услуги связи тем, кто пытается его использовать.