ФАС должна контролировать соблюдение правил взаимодействия операторов и УК в многоквартирных домах – законопроект

В Госдуму внесён законопроект, закрепляющий за ФАС полномочия по госконтролю за соблюдением обязательных требований, предусмотренных правилами взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом (МКД), при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в МКД.

Напомним, закон № 67-ФЗ о недискриминационном доступе операторов в МКД был подписан в апреле 2024 года и вступил в силу со дня его официального опубликования. Закон предусматривает, что жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

Правила взаимодействия интернет-провайдеров и УК при размещении сетей связи в МКД утвердили в августе 2024.

Согласно закону № 67-ФЗ, заключённые до дня вступления его в силу договоры между операторами связи и лицами, осуществляющим управление МКД, предусматривающие плату за размещение сетей связи в таких домах, по требованию любой из сторон договора подлежат прекращению (расторжению). Вместе с тем, на сегодняшний день расторгнуто только 15-30% договоров на размещение сетей связи, говорится в пояснительной записке. УК уклоняются от расторжения ранее заключённых договоров, навязывают дополнительные условия или другие договоры, предусматривающие внесение операторами связи платы, а также создают иные препятствия для операторов связи.

Препятствия

Основные препятствия, чинимые лицами, осуществляющими управление МКД, и (или) третьими лицами:

  • прекращение доступа в МКД операторам связи для устранения аварий, подключения абонентов или модернизации сетей связи;
  • отключение электроэнергии (в отдельных случаях даже вандализм и порча линий связи и оборудования связи в домах);
  • повышение платы в рамках смежных отношений, которые не попадают под Федеральный закон № 67-ФЗ (за размещение базовых станций, видеокамер, домофонов и т.д.);
  • появление третьих лиц, которые собирают плату с операторов связи (посредники лиц, осуществляющих управление МКД);
  • дезинформация действующих абонентов операторов связи и проведение общих собраний в целях демонтажа сетей связи отдельных операторов связи или всех операторов связи;
  • предъявление дополнительных требований при приведении сетей связи в соответствие (не Типовых технических требований, а различных ГОСТ, СП и т.д.).

При этом, отмечают авторы законопроекта, у УК нет подобных полномочий. Для законодательного закрепления этого факта и требуется наделить такими полномочиями ФАС.

Также положениями федерального закона № 67-ФЗ предусматривается, что операторам связи надлежит привести ранее размещённые в МКД сети связи в соответствие с типовыми техническими требованиями в течение года (до 6 апреля 2025). Однако оценочно для этого операторам потребуется порядка 18 миллиардов рублей, время и иные ресурсы. В связи с этим предлагается продлить срок приведения сетей связи в соответствие с требованиями ещё на два года (три года вместо одного, прописанного сейчас в законе).

Дополнительно законопроект предлагает распространить действие федерального закона № 67-ФЗ на всех собственников помещений в МКД, а не только собственников жилых помещений, поскольку собственники нежилых помещений в МКД также являются совладельцами собственности в МКД, несут обязанности по его содержанию и ремонту.

Пункт 3.8 части 2 статьи 44 ЖК РФ предлагается дополнить положением о том, что принятие общим собранием собственников решения о демонтаже сетей связи возможно только в случае несоблюдения оператором требований пожарной безопасности и безопасности жизни и здоровья граждан.