Европа с Францией во главе намерена бороться за интернет

За месяц до первого заседания Совета Европы, целиком посвященного цифровым технологиям и инновациям, министр цифровой экономики Франции Флер Пельрен (Fleur Pellerin), ответственный за подготовку материалов к саммиту, объяснила, почему Франция намерена возглавить крупное наступление европейских держав, целью которого станет создание нормативной  базы, регулирующей сетевую политику доминирующих в сети американских интернет-гигантов.

— Итак, это война?

— Меня удивляет то, что сейчас все усилия сосредоточены на регулировании деятельности сетей, это подтверждает и новый «пакет телекоммуникационных законов», предлагаемый Комиссией. Но при этом все забывают, что центральная роль принадлежит крупным платформам, таким как Apple, Google, Facebook, Amazon и иже с ними, ставшими обязательными точками доступа в Интернете.

Это гигантские корпорации XXI века, перестраивающие новую экономику в свою пользу. Если мы сейчас не установим правила, в опасности окажется вся экосистема инноваций.

Сегодня нам необходимо создавать европейских лидеров в сфере цифровых технологий. С таким воззванием Франция обратится на ближайшем заседании Совета Европы к главам государств и правительств, впервые посвященном цифровым технологиям и инновациям.

Как может горстка участников рынка диктовать свои правила всем остальным на таком громадном и диверсифицированном рынке?

— Эти платформы поставили сотни тысяч участников рынка в зависимое положение при помощи своих поисковых машин, торговых площадок, а также магазинов приложений. Они властвуют над жизнью и смертью участников рынка, у которых нет иного выбора: чтобы найти для себя рынки сбыта и клиентов им приходится работать через эти платформы.

Необходимо создать четкие и одинаковые правила для всех, а сейчас это совсем не так. Чрезвычайно важно, чтобы наши начиная смогли перевернуть устоявшийся порядок цифрового мира.

— У Вас есть примеры?

— Известно ли Вам, что 70% поисковых запросов на места в гостиницах сегодня делаются через сайт Booking.com? Что у гостиниц практически нет никакой свободы маневра при заключении сделок, что они зачастую в одиночку несут потери в случае аннулирования брони и обязаны сохранять последний свободный номер для этого сверхмогущественного посредника? Некоторые магазины приложений и онлайн-киоски для прессы снимают с каждой сделки комиссионные в размере 30% и даже не позволяют создателям сервисов, игр или газет узнать, кто покупает их продукты. И если завтра эти платформы решат увеличить размер своих комиссионных до 50%, никакой регулирующий орган не сможет им в этом помешать.

— Вы также указываете на растущее количество конфликтов интересов, непрозрачность правил…

— Эти платформы сами себе хозяева. Они одновременно и распространители и поставщики сервисов. Они разрастаются как в вертикальном направлении, забирая себе все более значительную часть прибыли, так и в горизонтальном, интегрируя в себя все новые сервисы, агрессивно и навязчиво распространяя их победителям. YouTube, видео-платформа компании Google, почти безгранично повышает стоимость ключевых рекламных слов своей поисковой машины. Его конкуренты, такие как Dailymotion, не могут с ним конкурировать, поэтому исчезают на нижних позициях поисковых запросов – а ведь такой прирост стоимости ничего не стоит самому YouTube! Эти платформы могут в один прекрасный день удалить сайты из списка ссылок или заблокировать приложения, что практически немедленно приведет к резкому падению их продаж, как это произошло с французскими сайтами Twenga или Appgratis. Фактически, эти платформы – единственные на сегодняшний день регуляторы в Сети.

— В чем заключается опасность сохранения такой ситуации?

— Их положение на рынке стало настолько доминирующим, что с ними становится чрезвычайно сложно конкурировать. В конечном итоге, сейчас поставлена на карту свобода и способность к инновациям. Они ограничивают ее и вводят собственные нормы, что препятствует появлению любых потенциальных конкурентов.

— Что Франция будет предлагать в ходе заседания Совета Европы?

— Сделать конкретные шаги к построению цифровой Европы и прекратить идти на уступки. Существующие механизмы конкурентного регулирования совершенно не приспособлены к сверхбыстрому и подвижному миру цифровых технологий. Европейский судебный спор с корпорацией Microsoft продолжался десять лет, а надо было бы суметь разрешить его за три месяца. Чтобы выйти из тупика в Европе необходимо создать регулирующий орган, способный к упреждающему реагированию, как только возникают конфликты с платформами или их злоупотребления. После этого станет возможным регулирование новых «инфраструктур», аналогично регулированию энергетики или транспорта в Европе. Помимо программного заявления, которое наши партнеры, в целом, поддерживают, Франция стремится к созданию в Европе настоящего царства цифровых технологий.

— Не слишком ли поздно для нынешнего состава Комиссии, ведь срок ее полномочий уже истекает?

— Мы сегодня готовим список задач, который будет первоочередным в стопке дел у тех, кто придет нам на смену. Создать четкие правила для этих транснациональных корпораций, могущество и влияние которых подчас превосходят целые государства, возможно только на общеевропейском уровне. Европа как средоточие цифровых технологий – является важнейшей целью для нашей экономики, для уровня занятости, для нашего суверенитета.

Текст доклада, подготовленный французскими властями к саммиту Совета Европы, который пройдет в Брюсселе 24 октября 2013 года, содержит в том числе предложения по введению для интернет-компаний налога на прибыль, которую те зарабатывают в Европе, привязывая базу налогообложения к месту получения прибыли и предусматривая распределение налоговых средств между странами — членами ЕС.

Флер Пельрен предлагает распространить на определенные виды сайтов и интернет-сервисы европейский налог на добавленную стоимость, обещая подготовить предложения на этот счет к весне 2014 г.

— Мы хотели бы сформулировать критерии, определяющие базу налогообложения на европейской территории. Когда мы обсуждаем это с Google, Facebook и другими участниками рынка, они, конечно, недовольны. В то же время они хотят, чтобы правила игры были четко очерчены, неопределенность для них гораздо хуже.

Возможно причиной появления французской инициативы стала серия публикаций о программе слежки за интернет-пользователями, которую ведет Агентство национальной безопасности США. Один из ключевых пунктов предложения Флер Пельрен и ее единомышленников — защита персональных данных европейских пользователей. Другая цель — создание «равных правил игры» в онлайн-экономике, чтобы дать европейским компаниям возможность «стать крупными участниками международного рынка». Сейчас, констатируют авторы документа, «центральное место в цифровом мире занимают неевропейские компании», им же достается и основная доля прибыли. В частности, французы предлагают создавать венчурные фонды и другие инструменты финансирования, чтобы помочь европейским IT-компаниям проникнуть в наиболее перспективные сегменты вроде облачных вычислений и сетевой инфраструктуры.

О подобных мерах давно просили европейские телекоммуникационные компании — французская Orange, испанская Telefonica, британская Vodafone. Франция пытается привлечь к своей инициативе и другие страны Европы. С этой целью неделю назад Флер Пельрен организовала неформальную встречу министров Великобритании, Германии, Польши, Испании и других европейских государств. Ожидается, что в этом совещании примет участие и Нели Крус, комиссар ЕС по цифровым технологиям.

 

По материалам: Либерасьон

courage definition essay