Есть ли польза от ИИ в госсекторе? Опыт правительства Удмуртской Республики
Искусственный интеллект (ИИ) всё чаще применяют в органах власти. Один из самых успешных примеров – пилотный проект внедрения умной системы для обработки обращений граждан в Удмуртии. При разработке новой программы использовали интеллектуальные сервисы Directum Ario, которые обещают миллионы рублей экономии в год.
Официальной точкой отсчёта истории ИИ в российском госсекторе можно считать 10 октября 2019 года, когда указом президента РФ была утверждена национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года. Одна из целей стратегии — обеспечить рост спроса в России на продукты, созданные на основе ИИ.
Постепенно к возможностям ИИ стали присматриваться в регионах. В числе первых, кто опробовал новые технологии в госуправлении, стала Удмуртская Республика.
Обращения граждан: как это работает сейчас
Во всех субъектах РФ обработка обращений граждан ведётся одинаково. В частности, они поступают в органы власти шестью способами: личный прием, через интернет-приемную на официальном сайте органа власти или оператора МФЦ, в системе МЭДО – в этом случае обращение пересылают из другого региона, по email или обычной почте. В последнем случае приходится иметь дело с бумажными напечатанными или написанными от руки обращениями.
Далее процесс проходит согласно 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:
Обращения заносятся в информационную систему. Ответственный за это сотрудник:
- создаёт карточку обращения в системе или использует уже заранее заполненную (если обращение поступило через МЭДО или интернет-приёмную);
- заполняет и проверяет обязательные реквизиты, такие как ФИО гражданина;
- вычитывает обращение и классифицирует его в соответствии с общероссийским тематическим классификатором обращений;
- на основе классификации и текста обращения назначает исполнителя;
- отправляет задачу для проверки своему начальнику – руководителю отдела по работе с обращениями граждан.
После этого обращение уходит в работу исполнителю. Если никаких проблем не возникло, то гражданин получает ответ с результатом в установленный срок – в течение 30 дней.
Уже на первом этапе процесса сотрудник отдела по работе с обращениями должен тратить много времени на рутинные операции, хотя их можно оптимизировать с помощью ИИ.
[box]
Расчёт эффективности довольно простой:
- 12 минут уходит на обработку одного обращения;
- 140 тысяч обращений поступают в региональные органы власти в год.
С учётом средней заработной платы госслужащего в субъектах РФ получаем минимум 4 миллиона рублей. Именно такую сумму можно экономить ежегодно, если избавиться от ручной обработки обращений. А если взять в расчёт затраты на отпуска, больничные сотрудников и учесть обработку нестандартных обращений (некоторые могут достигать 40 и более страниц), то цифра окажется ещё выше – 5-6 миллионов рублей в год.
[/box]
Directum Ario: первый проект в госсекторе
Оценив возможную экономию, правительство Удмуртской Республики решило протестировать интеллектуальные сервисы Directum Ario – разработку компании, с которой сотрудничает с 2010 года.
Главная задача, которая стояла перед командой пилотного проекта, – максимально сократить время работы сотрудников над обращениями граждан, избавить сотрудников от рутинных операций.
За пару месяцев провели исследование, проектирование, разработку новой интеллектуальной системы и тестовую эксплуатацию. В результате настроили автоматическое заполнение реквизитов карточки обращения, определение категории обращения по классификатору, и определение исполнителя.
Интеллектуальная система может выполнять рутинные операции за человека. Она же подсказывает сотруднику, что какие-то данные нужно перепроверить, если точность определения реквизита в карточке обращения недостаточно велика.
В целом же по итогам пилотного проекта удалось добиться следующих показателей:
- 93% – полнота извлечения реквизитов;
- 87% – автоматическое заполнение ответственного за исполнение поручения;
- 59% – точность определения общероссийского классификатора.
На текущий момент последний показатель не дает полностью автоматизировать процесс, и это следующий шаг в развитии интеллектуальной системы. Уже сейчас команда проекта знает, как значительно повысить процент и исключить сотрудников по работе с обращениями граждан из процесса классификации обращения. Для этого нужно пройти три этапа: организационное изменение, пересмотр подхода классификации и использование инструмента дополнительного обучения системы.
На интеллектуальные сервисы Directum Ario в Удмуртии имеются большие планы. Уже идут обсуждения направлений развития проекта:
Представители региона охотно делятся опытом с коллегами из других субъектов РФ. В частности, в этом году проект «Интеллектуальная система обработки документов на базе ИИ в Правительстве УР» был заявлен и занял второе место конкурса «ПРОФ-IT».
Узнать больше об интеллектуальных решениях для госсектора и не только – на сайте Directum.
Об авторе: Никита Дурман, руководитель проектов развития Directum в госсекторе.