Ещё раз о проекте приказа Минстроя об ИСОГД
Минстрой России 21 апреля для публичного обсуждения опубликовал проект приказа «Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности» (далее — проект приказа).
Проект приказа содержит требования к ведению реестра учета, реестра ведения и реестра предоставления, требования к порядку размещения данных в этих реестрах, в том числе с внесением информации об объектах (характеристиках объектов) в соответствии с классами, описание которых приведено в приложении к проекту приказа.
Проект приказа сразу же вызвал дискуссию в профессиональном сообществе разработчиков (см. здесь и здесь).
Поскольку проект приказа был вынесен на публичное обсуждение, представители сообщества разработчиков организовали подготовку предложений под эгидой подгруппы «цифровые технологии в управлении развитием территории» (руководитель Дмитрий Проскурин, руководитель департамента цифрового развития Воронежской области) и рабочей группы госсовета «Коммуникации, связь, цифровая экономика». В проработке предложений по проекту приказа участвовали: разработчики ГИСОГД Вадим Горбачев (ЦСИ «Интегро») Алексей Дударев («Джемс Девелопмент»), Эдуард Маглов (ГИСГИС), Наталья Резина («МетаПрайм»), Андрей Чернов («Самара-Информспутник»); представители ОИВ (Омская, Тюменская, Ленинградская, Московская, Калужская, Волгоградская, Самарская области, Приморский край) и представители авторов первой версии приказа ФАУ ФЦС.
В результате была подготовлена версия приказа, в котором: четче специфицированы реестры, подлежащие ведению в ГИСОГД субъекта РФ; правила ведения реестров унифицированы; определен процесс сквозного использования данных реестрами ГИСОГД; уточнены требования к координатному описанию объектов; сформулирован порядок создания и актуализации наборов данных, относящихся к разделу 11 «План наземных и подземных коммуникаций». В предложенной версии проекта приказа при ведении реестров информационной системы должны использоваться справочники и классификаторы, а также требования к информационной модели, установленные для целей обмена данными с информационными системами, в то время как в исходной версии приказа требования к информационным объектам были сформулированы неоднозначно, что затрудняло понимание, к чему они предъявлены — то ли к классам объектов самой системы, то ли к обеспечению информационного взаимодействия.
Рабочая группа пришла к необходимости внесения точечных изменений в постановления правительства РФ 279 и 485, чтобы, с одной стороны, исключить рассогласованность нормативных документов и ликвидировать разрыв, который возникает в связи с введением новых правил ведения ГИСОГД при наличии градостроительных документов, разработанных до 20.03.2020, и не соответствующих правилам ведения ГИСОГД субъектов РФ. С другой стороны — чтобы сократить вероятность двусмысленных толкований некоторых положений постановления правительства №279.
Основные цели, которые преследовали участники рабочей группы, — избежать введения жестких ограничений на используемые решения ГИСОГД и требований к повторному внедрению систем; сгладить переход между разными порядками ведения системы, сделать документ «понятнее и читабельнее» для разных групп пользователей — и разработчиков, и пользователей.
Необходимо отметить, что и исходная, и предлагаемая версия приказа предполагает переход от документарного ведения ГИСОГД, к объектному или документарно-объектному (то есть вводится описание объектов, возникающих/изменяющихся в процессе территориального планирования и градостроительной деятельности, иными словами — обеспечивается формирование и актуализация информационной модели территории).
Применение такого подхода необходимо для последующего использования данных в задачах, выходящих за рамки только ведения ГИСОГД субъектов. Без таких дополнительных, структурированных данных будет невозможно достичь целей, которые ставятся перед всеми уровнями власти по упрощению процедур предоставления услуг населению и бизнесу в сфере строительства. Те регионы и муниципальные образования (в основном это относится к крупным городам), где и до этого ИСОГД велись с использованием объектного, а не только документарного подхода, встретят новый порядок подготовленными, дополнительной нагрузки на этих участников возникнуть не должно. Разве что появятся новые требования к формам/форматам информационного взаимодействия, но это технические моменты, которые могут быть реализованы в современных программных решениях, используемых для создания ГИСОГД. Но вот регионам и муниципальным образованиям, где ведение ГИСОГД сводилось к регистрации документов и ведению отдельных векторных слоев, надо готовиться к увеличению объемов вводимых данных. Конечно, современные технологии позволят упростить этот процесс, но это в свою очередь предъявит требования еще и к другим участникам рынка — проектным организациям, участвующим в разработке проектных документов.
Безусловно, подготовленный рабочей группой документ может и далее совершенствоваться, тем более что не по всем пунктам, изложенным в документе, мнения участников группы сходятся. Например, по вопросу обязательного включения в состав реестров системы «реестра учета», который дублирует систему документооборота, если таковая используется в уполномоченном органе, или определения структур реестров учета и предоставления – приказ мог бы определить только формат обмена данными с иными информационными системами. Однако все участники группы сошлись во мнении, что документ стал понятнее и структурнее.
Выражаем искреннюю надежду, что сформулированные положения найдут свое отражение в конечной, утвержденной версии приказа.
Об авторе: Наталья Резина, директор портфеля проектов ООО «МетаПрайм».