Доклад главы Минцифры президенту России накануне 1 сентября: подготовка кадров и Интернет в школах

417

Подготовка кадров для IT-отрасли и работа Интернета в российских школах стали главными темами доклада главы Минцифры Максута Шадаева президенту Владимиру Путину на совещании в среду.

Также представитель Общероссийского народного фронта рассказал о поступающих на качество школьного Интернета жалобах. Владимир Путин поручил разобраться в ситуации.

Дефицит разработчиков Шадаев оценил в 500‒700 тысяч, несмотря на то, что в прошлом году количество сотрудников, которые работают в IT-компаниях, выросло на 13%, до почти 740 тысяч человек.

Для решения кадрового дефицита Минцифры реализует ряд мероприятий, который охватывает основные возрастные группы: школьников, студентов и взрослых.

В 2022 году запущен проект по бесплатному обучению школьников 8–11-х классов современным языкам программирования. Дети или их родители могут подать заявку на прохождение курсов через портал госуслуг. Программа рассчитана на один год и спланирована так, чтобы можно было совмещать обучение с уроками в школе. Учиться можно очно или онлайн. В 2022 году на обучение было зачислено 130 тысяч школьников, что на 30% больше плана.

В конце июля начался новый набор. Теперь записаться на программу могут также учащиеся колледжей и техникумов. План по поступающим на 2023 год составляет 140 тысяч человек. Подать заявление можно будет до 30 сентября.

За последние три года количество бюджетных мест в вузах на IT-специальности выросло почти в два раза – с 62 до 117 тысяч. Сейчас высшее образование получают почти 350 тысяч будущих IT-специалистов.

В 114 высших учебных заведениях запущен проект цифровых кафедр. Они позволяют получить в дополнение к основной специальности вторую, связанную с IT. В 2022 году на цифровых кафедрах учились 112 тысяч студентов.

Для взрослого населения была запущена программа обучения цифровым профессиям. В рамках этой программы Минцифры предоставляет скидки для отдельных категорий граждан от 50 до 100%. Для инвалидов и официально безработных, стоящих на учёте, ‒ это скидка 100%; если это граждане, которые имеют зарплату ниже средней по субъекту, или родители маленьких детей, даётся 50% скидки. Скидка реализуется, когда успешно завершается процесс обучения, который занимает иногда до года. На сегодня обучение завершили 64 тысячи человек. Среди тех, кто успешно завершил обучение, у более чем 60% обученных доходы (заработная плата) выросли на 75%, сообщил Шадаев.

Важной инициативой по подготовке разработчиков, IT-инженеров стал проект «Школа 21», который реализуется Сбербанком. Поступить в такую школу могут граждане старше 18 лет независимо от образования и результатов ЕГЭ. Продолжительность обучения ‒ от полутора до трёх лет. Сейчас такое обучение в «Школе 21» прошли 25 тысяч человек. Кампусы «Школы 21» работают в Москве, Казани, Новосибирске и Сургуте. В этом году откроются ещё три кампуса в Якутске, Великом Новгороде и Ярославле. До конца 2025 года будут открыты ещё кампусы в 12 городах. «На выходе мы получаем разработчиков высокого уровня, которые потом без проблем трудоустраиваются в наши ведущие IT-компании», – сказал министр.

В России все школы подключены к скоростному Интернету: 45 354 школы подключены по ВОЛС, 602 школы пользуются спутниковым доступом.

На конец 2022 года более 300 тысяч учителей активно использовали цифровой образовательный контент. Для этого в 9 тысяч зданий (около 20% от всех школ – ред.) организован беспроводной доступ.

См. также: Доступ к электронным книгам в школах через специальное приложение заработает с 1 сентября – Минцифры >>>

Руководитель исполкома «Общероссийского народного фронта» Михаил Кузнецов сообщил, что в ходе августовского опроса директоров школ, преподавателей и учеников (52 тысячи директоров и педагогов и семь тысяч учеников) обнаружилось несколько сопутствующих проблем.

Первая – это низкая скорость передачи данных. В трети школ – 31% – скорости Интернета недостаточно для просмотра видео даже в низком качестве.

Вторая проблема – это системные ограничения. Определённые контентные ограничения по контракту делают невозможным подключение школьной сети видеонаблюдения к Интернету по этому каналу, а также бухгалтерской программы, которой они пользуются, соответственно, для ведения своей внутренней бухгалтерии. Это приводит к тому, что школы параллельно заключают второй контракт с другим провайдером и платят за Интернет дважды. Законного способа заплатить эти средства из муниципального бюджета нет, а значит, соответственно, директора оплачивают либо из своих средств, либо из средств частных, родителей, или из иным образом привлечённых дополнительных средств.

Третья проблема – основная, доступ к Интернету внутри здания школы. Есть ряд примеров, когда к Интернету в школе реально подключён один компьютер, а локальной сети нет. Проблему можно было бы решить установкой Wi-Fi-роутеров во всех школах, но не все могли себе это позволить. По данным ОНФ, в 35% школ Wi-Fi нет. Необходима поддержка, особенно сельских школ, для установки внутришкольного Wi-Fi.

Владимир Путин поручил заняться возникшими проблемами Минфин и Минцифры: «…В отдельных регионах страны всё-таки не хватает необходимых средств, ресурсов для создания такой необходимой IT-инфраструктуры. Поэтому нужно Минцифры вместе с Минфином обязательно подумать на тему о том, как поддержать именно такие регионы, которым собственных средств не хватает. Я вас прошу этим позаниматься».

Глава Минфина Антон Силуанов ответил, что ресурсы на то, чтобы развивать IT-инфраструктуру в школах, есть, «причём они растут из года в год». «Мы вместе с Максутом Игоревичем [Шадаевым] найдём необходимые деньги», – сказал министр.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: