Инфраструктура электронного правительства региона
Уважаемые коллеги!
Хотел бы предложить подискутировать по проблеме, с которой как главный региональный координатор развития ИКТ сталкиваюсь чуть ли не каждый день.
Априори инфраструктура электронного правительства региона как ИТ-компонента электронной демократии должна формироваться на основе принципов целостности, комплексности, вертикальной иерархии и горизонтальной интегрированности, надежности функционирования. Это в первую очередь предполагает безусловный приоритет общерегиональных целей и задач, реализуемых региональным оператором перед корпоративными интересами конкретных участников процесса.
На самом деле в реальной практике соблюдение этого требования часто «сбоит», и полное восстановление справедливости или, как минимум достижения компромисса интересов, требует применения административного ресурса.
Поясню это на конкретной ситуации.
Справедливо считается, что в РСО-Алания в целом сравнительно хорошо развита сотовая связь. Это на самом деле так с позиции индивидуального потребления услуг мобильных операторов. А если оценивать ее эффективность как единой коммуникационной составляющей ЭП региона, выясняется, что каждая кампания из числа «большой тройки» развивается по собственному сценарию, не «привязывая» его к концепции и программе развития информационного общества республики. Мы только справочным путем можем выяснить лишь объем инвестиций (соответствующая информация не проходит ни по статотчетности, ни по прогнозам социально-экономического развития республики), и оценить его достаточность и эффективность направлений инвестиций в контексте развития ИКТ в республике в целом весьма проблематично. Как следствие, наличие устойчивых пятен на карте зон покрытия территории республики мобильной связью, причем на федеральных автомагистралях, в аэропорту; попадание в роуминг соседних территорий жителей приграничных районов республики; нежелание развивать собственную инфраструктуру на базе уже имеющейся инфраструктуре цифрового телерадиовещания и т. д. В то же время мы убедились и в том , что у сотовых операторов существуют проблемы с муниципалитетами, связанные с оформлением землеотводов при строительстве наземно-мачтового оборудования, и нелояльной позицией местного населения. Посоветовавшись и с теми и с другими, разработали следующий механизм. Распоряжением правительства республики создали рабочую группу под председательством профильного вице-премьера с участием руководителя профильного комитета, глав АМСУ, руководителей компаний мобильной связи. Закрепили в Положении оказание административного содействия в получении разрешений на строительство и формирования позитивного настроения местного населения в обмен на согласование инвестиционных планов развития сотовой связи.
Делюсь этим опытом, во-первых, не считая , что это «мелочь», наоборот, мы убедились , что без компромиссной согласованной политики в отношении всех операторов, действующих на территории не реально полномасштабно запустить электронное правительство и заложить основы электронной демократии. Во-вторых, было бы интересно ознакомиться и обсудить опыт других регионов.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы сделать предметом обсуждения в целом юридический, организационный (административный ) и финансовый (в т.ч. бюджетный и инвестиционный) аспекты взаимоотношений правительства региона (уполномоченного органа-оператора регионального ЭП) и операторов-участников функционирования и развития инфраструктуры ЭП как нерезидентов (например, компаний большой тройки), так и резидентов (например, местных интернет-провайдеров) в формировании коммуникационной среды развития электронной демократии.
Уверен, что начав дискуссию в принципе, мы столкнемся с целым «букетом» проблем, связанных с эффективной координацией региональной информатизации.