«Цифровые гиганты подозрительно не конкурируют друг с другом» – замглавы ФАС

Крупные технологические компании подозрительно не конкурируют друг с другом, создавая ощущение, что они разделили рынок, и иногда даже помогают друг другу – это и есть крупная монополизация сферы, такую точку зрения выразил заместитель главы ФАС России Андрей Цыганов, выступая на круглом столе в ходе XV Всероссийского фестиваля науки на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, сообщается в среду на сайте ФАС.

По словам Цыганова, новые правила регулирования деятельности цифровых гигантов помогут наладить конкуренцию в этом сегменте.

В ходе дискуссии эксперты говорили о диктатуре цифровых гигантов: почему растёт их рыночная власть и как с этим бороться.

Андрей Цыганов отметил, что среди 10 самых крупных мировых фирм, 7 – цифровые.

«По мнению многих экспертов, ведущие цифровые компании – одни из самых эффективных и идеальных объектов для инвестиций. К 2030 году, если продолжится экономический рост этих компаний, их доля может составить около 2,5% валового внутреннего продукта страны. В этом случае возможность политического влияния и других способов воздействия на людей станет значительно больше, чем было сто лет назад, – сказал представитель ведомства. – Но компании, которые находятся наверху этой десятки, подозрительно не конкурируют друг с другом. Складывается ощущение, что они этот рынок разделили и в каких-то моментах даже помогают друг другу. Это и есть крупная монополизация сферы», – считает замглавы ФАС.

Цифровые платформы – это то, без чего совершенно невозможно представить свою жизнь, сказал Андрей Цыганов. Именно они сделали возможным тот уровень глобализации и проникновение новых технологий, которые сейчас существуют. Но есть в этом не только положительная сторона. На цифровых рынках действуют разные группы стейкхолдеров (заинтересованных сторон, участников – ред.). Даже если конечные потребители выражают полное удовлетворение услугами крупнейших цифровых компаний, то их взаимоотношения с более мелкими конкурентами, а также с фирмами, стремящимися разместить свои продукты на базе крупных платформ и других сервисов, вызывают много вопросов со стороны конкурентных ведомств всего мира.

«Необходимо переходить к формированию разумного инструментария воздействия на цифровые компании, чтобы создать для всех участников рынка комфортные условия. Эти правила необходимы. Они не внесут ничего принципиально нового в деятельность компаний. Никто не говорит о структурных разделениях и фиксации цен. Что стоит сделать, так это заняться вопросами, связанными с макроэкономическими оценками состояния конкуренции. Например, разобраться, почему норма прибыли у одних компаний существенно превышает среднюю норму прибыли, которая складывается в экономике в целом», – считает Цыганов.

По его мнению, экспериментальные правовые режимы («регуляторные песочницы») должны включать в себя элементы антимонопольного регулирования. При этом разработка правил поведения цифровых гигантов должна позволить использовать потенциал этих компаний, не допуская замораживания инвестиций и торможения технологического прогресса.

Замглавы ФАС также акцентировал внимание на том, что в цифровом мире есть три основные категории ресурсов, за которые конкурируют участники цифровых рынков: деньги инвесторов, интеллектуальная собственность и данные потребителей. По его мнению, оценки рынков и расчёты, которые необходимы для того, чтобы понять рыночную силу компаний, должны включать в себя оценку качественных параметров. Это и станет ответом на следующие вопросы: почему одна компания может привлечь к себе миллиарды инвестиционных денег, а у других это не получается? сколько патентных пулов создали цифровые гиганты, и сколько из зарегистрированных патентов они используют, а какое количество лежит мертвым грузом, чтобы они никому не достались?

Андрей Цыганов отметил актуальность сложившихся подходов к применению антимонопольного законодательства: «Есть известный постулат, который гласит: большой – не значит плохой… Прежде всего мы оцениваем не размеры компаний, а их поведение. И делаем это по понятным критериям, которые основаны на базовых подходах, которые сложились в теории конкуренции и активно применяются на практике во многих странах, и по правилам, которые считает общество и государство приемлемыми для того, чтобы обеспечить баланс интересов всех участников рынка».

Замглавы ФАС полагает, что современные регуляторные и правоприменительные практики должны формироваться во взаимодействии со всеми участниками рынка.

«Пусть в России и нет такого масштаба цифровых компаний, но, тем не менее, процессы происходят, и, в том числе, [происходит] монополизация рынка. Диалог с компаниями, которые заинтересованы в том, чтобы появились правила регулирования их деятельности в российском сегменте мирового цифрового рынка, помогут развитию конкуренции в этой сфере», – заключил Андрей Цыганов.

Полную запись круглого стола можно посмотреть по ссылке.

На прошлой неделе Конгресс США обнародовал расследование антимонопольного комитета в отношении компаний Amazon, Apple, Google и Facebook, продолжавшееся 16 месяцев – оно показало, что технологические гиганты обладают «монопольной властью» в ключевых сегментах бизнеса и злоупотребляют своим доминированием на рынке.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь