Цифровое развитие Красноярского края в 2020 году
Об авторе: Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края
События 2020 года стали серьезным испытанием для всех отраслей экономики. Изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности, наша отрасль не стала исключением. Но вместе с тем, отмечу, что эти изменения носили больше положительный характер. Пандемия в каком-то смысле подстегнула отрасль и ускорила процессы развития цифровых сервисов, модернизации инфраструктуры связи, перевода государственных услуг в электронный вид. Большое значение приобрел процесс цифровой трансформации госуправления, в который сегодня вовлечены все органы власти.
Инфраструктура и связь
В 2020 году в связи с ограничениями в передвижении и проведении мероприятий в офлайн-режиме, больше внимания было уделено развитию услуг связи. Помимо запланированных работ по реализации федеральных и краевых программ по развитию услуг связи, новый виток развития получила, например, система видеоконференцсвязи.
В рамках краевой госпрограммы «Развитие информационного общества» в 2020 году впервые услугами сотовой связи и мобильным Интернетом были обеспечены 20 населенных пунктов, 87 поселков края получили доступ в Интернет, пять из них – впервые.
Губернатором Красноярского края принято решение продлить региональную программу еще на два года, а значит деревень и поселков, куда придут сотовая связь и мобильный Интернет, станет еще больше.
Помимо краевой программы, услуги связи появляются в муниципальных образованиях края благодаря поддержке федерального центра. Так, в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика РФ» в 2020 году 749 социально значимых объектов края были подключены к Интернету. Речь идет об образовательных учреждениях, фельдшерско-акушерских пунктах, органах государственной власти и органах местного самоуправления, пожарных частях, пожарных постах. В минувшем году в рамках программы доступ к сети Интернет впервые был организован для объектов МВД, библиотек и культурно-досуговых учреждений.
Край также участвует в федеральной программе «Устранение цифрового неравенства». В 2015-2019 годах в регионе установлено 195 точек доступа Wi-Fi. В 2020 году было подключено 29 точек доступа.
Сегодня по статистике услугами сотовой связи обеспечены 99,20% населения края. Доступ к сети Интернет организован для 97,91% населения.
Новый виток развития в 2020 году в период пандемии получила система видеоконференцсвязи. Для проведения совещаний в режиме онлайн край использует собственную систему ВКС «Енисей-Видеомост», которая была существенно модернизирована к Всемирной зимней универсиаде в 2019 году. По сравнению с 2019 годом количество сеансов видеоконференцсвязи увеличилось в три раза.
Одновременный сеанс видеоконференцсвязи рассчитан на более чем 100 участников. Система позволяет делать запись сеанса, транслировать записанную конференцию, подключать/отключать участников и отслеживать качество видеосвязи в режиме реального времени. Чтобы стать участником видеоконференции, достаточно иметь персональный компьютер, смартфон или планшет с доступом в Интернет. Есть возможность планирования, администрирования, мониторинга конференций и формирования отчетов. При этом нет ограничений по времени проведения сеанса.
В 2020 году министерством была продолжена работа по модернизации единой сети передачи данных (ЕСПД), которая обеспечивает электронное взаимодействие между органами государственной власти края и госучреждениями. Сейчас к сети подключены 1679 точек: органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения здравоохранения и культуры. До конца 2021 года планируется существенно модернизировать единый аппаратно-программный комплекс мониторинга ЕСПД, позволяющий в режиме реального времени получать информацию о состоянии сети и оперативно устранять аварии и ошибки, возникающие в процессе ее эксплуатации. Также запланирована модернизация существующих каналов связи, будут изменены способы подключения к сети, что позволит увеличить скорость доступа к Интернету.
В рамках реализации программы наследия Всемирной зимней универсиады в 2020 году министерством реализован первый этап мероприятия по организации единой магистральной сети передачи данных (ЕМСПД) для органов исполнительной власти города Красноярска, Красноярского края и подведомственных учреждений, администрации губернатора и правительства Красноярского края, многофункциональных центров (МФЦ), органов местного самоуправления и объектов здравоохранения. В 2020 году к ЕМСПД подключено 36 органов исполнительной власти Красноярского края, 38 подведомственных организаций. В 2021 году планируется подключить еще порядка 70 красноярских учреждений: больницы, многофункциональные центры, Краевой дворец молодежи и другие. Создание единого коммуникационного пространства органов власти Красноярского края позволяет теперь расширить возможность организации работы в дистанционном (удаленном) режиме.
Цифровые технологии в борьбе с COVID-19
Отрасль информационных технологий в 2020 году также, как и многие другие сферы, включилась в борьбу с распространением коронавирусной инфекции. В кратчайшие сроки в регионе был организован единый контакт-центр по вопросам COVID-19. С марта в регионе начала работу «горячая линия» по противодействию коронавирусной инфекции, с 8 апреля горячая линия стала единой. По единому телефону 8-800-100-53-19 жители региона могут получить консультации специалистов в сферах здравоохранения, социальной политики, Пенсионного фонда, а также задать вопросы по оказанию психологической помощи и работе волонтеров. За весь период существования номера на него поступило почти 300 тысяч звонков. В декабре 2020 года на территории Красноярского края заработал единый бесплатный телефонный номер 122 по противодействию коронавирусной инфекции.
Мы постоянно расширяем функционал единой горячей линии. В декабре минувшего года в интерактивное меню добавились функции голосового помощника Александры, а также голосовое оповещение и SMS-информирование граждан о результатах теста на коронавирус.
В начале 2020 года в период самоизоляции регионом самостоятельно, одним из первых в России, были развернуты системы электронных пропусков как для физических, так и для юридических лиц. Для создания сервисов край использовал наследие Зимней универисады-2019, в частности, систему аккредитации участников Студенческих игр, которая была адаптирована под новые нужды.
В системе электронной аккредитации предприятий, чья деятельность могла быть продолжена в период режима самоизоляции, были зарегистрированы почти 23 тысячи организаций из 8 муниципальных образований края – 442 496 анкет работников.
На специальном сайте у граждан была возможность оформить разовый цифровой пропуск для выхода из дома. За 48 дней работы сервиса горожане выписали 418 565 пропусков. Отмечу, что также действовали рукописные объяснительные. Красноярцы могли выбрать: писать объяснительную от руки или оформлять цифровой аналог.
Цифровизация государственных и муниципальных услуг и создание информационных систем
Особое развитие во время пандемии получили различные цифровые сервисы, электронные государственные услуги. Например, в кратчайшие сроки был модернизирован краевой портал госуслуг в части подачи заявления на получение выплат на детей от 3 до 7 лет. Весь процесс услуги был оцифрован. Родители подавали электронное заявление на портале, указывали там номер счета, на который должна быть зачислена выплата. Таким образом, гражданам не нужно было посещать необходимые ведомства. Более 110 тысяч электронных заявлений на предоставление услуги было получено с единого портала госуслуг (ЕПГУ) и 4,9 тысячи заявлений с регионального портала госуслуг (РПГУ). Задача на ближайшие годы отрасли оцифровать таким образом как можно больше государственных услуг, исключив личные посещения гражданами государственных учреждений.
В 2020 году в электронный вид было переведено пять новых услуг. Сегодня на краевом портале госуслуг в электронном виде предоставляются уже 270 услуг.
В рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление» в 2020 году проведена масштабная модернизация различных ведомственных информационных систем органов власти. Так, в электронную форму были переведены учет с/х животных и продукции животного происхождения, учет мер государственной поддержки для коренных малочисленных народов Севера (в том числе сами заявления на их оказание), расчет стандартов стоимости ЖКУ на территории края, мониторинг телекоммуникационной инфраструктуры населенных пунктов Красноярского края, создается ведомственная информационная система «Енисей-Тариф» и многие другие.
Размещение государственных информационных систем организовано в Центре обработки данных электронного правительства Красноярского края (ЦОД). Сегодня здесь размещено более 90 информационных систем.
ЦОД позволяет обеспечить гарантированную работу информационных систем органов государственной власти края, соблюдая при этом соответствующий уровень доступности, надежности и безопасности.
На конец 2020 года в общий объем вычислительных ресурсов ЦОД входит:
- 140 процессоров;
- 2384 ядра;
- 15 433,8 Гб оперативной памяти.
В 2020 году были проведены масштабные работы по реконфигурации ЦОД, что позволило увеличить вычислительные мощности, а также организовать инфраструктурный комплекс, необходимый для функционирования всех информационных систем, задействованных для исполнения государственных функций и качественного предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровом виде населению и бизнесу. В результате работ производительность системы вычислительных ресурсов увеличилась на 40%.
С начала 2020 года количество выделенных виртуальных машин для размещения информационных ресурсов органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, увеличилось более чем на 70%.
Добавлю, что модернизация информационных систем позволяет минимизировать личное посещение и взаимодействие между различными ведомствами вживую. Так, с 2020 года для упрощения работы был оцифрован весь процесс получения субсидии министерства на создание услуг связи для муниципальных образований. Представителям территорий не нужно было приезжать в столицу региона для передачи необходимой документации. Это заметно позволило сократить время на подготовку, проверку и обработку документов. В информационной системе мы можем отслеживать в онлайн-режиме статус контракта (подписан ли он, когда был закрыт), и таким образом можем понимать, выполнили ли подрядчики свои обязательства, не срываются ли сроки работ и т.д. Видя эту информацию, мы можем максимально оперативно оказать организационную помощь в решении возникшей проблемы у коллег.
Также в прошлом году нами полностью была оцифрована услуга по получению электронной подписи для представителей органов власти и бюджетных организаций, заявление на получение цифровой подписи можно подать удаленно, личное присутствие теперь не требуется. Ранее чтобы выпустить цифровую подпись, нужно было подать заявление на бумажном носителе. Заявка рассматривалась больше недели. Сейчас весь процесс получения электронной подписи оцифрован. Благодаря цифровизации услуги время на обработку заявлений на получение подписи сокращено фактически с 10 дней до 2, а предоставление необходимых документов теперь не требует личного присутствия и осуществляется полностью дистанционно. Это стало особенно актуальным в период пандемии, когда очень многие сервисы и мероприятия ушли в формат онлайн.
Информационная безопасность
Переход систем, видов работ и процессов в электронный вид накладывает серьезные обязательства по защите этих данных в информационном пространстве. В 2020 году в Красноярском крае было подготовлено 187 специалистов в области информационной безопасности.
В прошлом году в министерстве и на базе подведомственного учреждения ведомства – «Центра информационных технологий» создана структура, осуществляющая информационную безопасность. Для организации взаимодействия с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы региона краем разработан проект ведомственного центра ГосСОПКА. В декабре 2020 года он был введен в опытную эксплуатацию. В первом полугодии 2021 года планируется его ввод в промышленную эксплуатацию.
Для обеспечения безопасности функционирования телекоммуникационных и информационных систем для органов исполнительной власти Красноярского края и их подведомственных учреждений в 2020 году министерством было закуплено 11514 лицензий на отечественные средства антивирусной и криптографической защиты информации.
В мае 2020 года по инициативе министерства в период самоизоляции для организации качественного процесса дистанционного обучения российские компании обеспечили отечественными антивирусными программами школьников и учителей Красноярского края. Российские производители антивирусных программ – ООО «Доктор Веб» и АО «Лаборатория Касперского» – выдали около 50 тысяч бесплатных сертифицированных лицензий.
Ведомственный проект «Умный город»
На протяжении ряда лет министерством реализуется проект «Умный город», направленный на преобразование сферы городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и инженерных решений в городах. В рамках реализации проекта министерство занимается развитием Комплексной автоматизированной системы «Безопасный город» (КАС «Безопасный город») и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.
Система «Безопасный город» развернута в столице Красноярского края.
Технологическое оборудование и программное обеспечение в системе модернизируются постоянно. Так, в прошлом году обновились камеры видеонаблюдения, некоторые из которых теперь оснащены видеоаналитикой. Они смогут помочь в распознавании лиц, обнаружении оставленных вещей, нарушении периметра, подсчета автомобилей и многом другом.
Новая система видеонаблюдения, которая была внедрена в 2020 году позволяет подключать до 1500 камер, в том числе не менее 700 поворотных камер с возможностью дальнейшего неограниченного расширения. Новые камеры имеют высокое разрешение, поворотные камеры могут вращаться на 360 градусов. Благодаря таким возможностям, операторы могут приближать изображение с видеокамер или смотреть под разным углом.
На текущий момент в систему заведены более 800 видеокамер, в том числе семь пунктов экстренной связи (ПЭС) «Гражданин – полиция», произведена замена автоматизированных рабочих мест и обновлено программное обеспечение на автоматизированных рабочих местах операторов системы.
Данный аналитический центр управления позволяет круглосуточно вести мониторинг ситуации на улицах, просматривать «тревожные» места с помощью камер, направлять сотрудников правоохранительных структур из ближайшего отдела полиции, эффективно бороться с преступностью, быстро находить нарушителей ПДД и общественного порядка, задерживать преступника по горячим следам.
В 2021 году планируется установка 298 камер наружного видеонаблюдения в Свердловском, Кировском и Ленинском районах Красноярска.
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112
С декабря 2019 года в Красноярском крае в режиме опытной эксплуатации работает единый номер для вызова экстренных оперативных служб «112». На данный момент к системе подключены все муниципальные образования края. В 2020 году на номер «112» поступило более двух миллионов вызовов. Около 70 процентов из реальных звонков – это звонки в скорую помощь. Остальное – это полиция, пожарная служба, газовая служба.
Служба тесно взаимодействует с граничащими регионами. В 2020 году выполнена интеграция «Системы-112» Красноярского края с Хакасией и Томской областью. В 2021 году планируется интегрировать ее с Иркутской и Кемеровской областями. В планах выполнить интеграцию «Системы-112» края с 8 регионами Сибири.
В планах на 2021 год – запуск резервного центра обработки вызовов экстренных оперативных служб «112» в Красноярске и дополнительного центра обработки вызовов в Норильске, что повысит стабильность и надежность системы.
В апреле 2020 года в режиме опытной эксплуатации нами было запущено мобильное приложение «112». Благодаря ему жители региона могут оперативно получать новости о чрезвычайных ситуациях, коммунальных авариях, событиях, связанных с эпидемиологической ситуацией в крае и др. Кроме того, через приложение можно позвонить в службу «112», нажав всего лишь одну кнопку на главной странице. Модернизация системы проходит в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Скачать приложение можно в «Play Маркет» и App Store.
Еще один проект министерства, который направлен на преобразование сферы городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий, это портал «Активный гражданин». Он начал свою работу в апреле 2020 года. Сейчас ресурс активно используют муниципальные образования края для организации различных опросов о своих территориях: о работе общественного транспорта, качестве работы социальных учреждений, об экологии, дорогах и многом другом. Результаты опросов направляются инициаторам голосований для дальнейший работы и принятия управленческих решений.
Работа над модернизацией платформы будет продолжена и в 2021 году, в частности, планируется запуск раздела «Экобонусы», а также интеграция портала с платформой обратной связи (ПОС).
Центр управления регионом
По поручению президента РФ в 2020 году в субъектах РФ необходимо было создать центры управления регионами. В Красноярском крае данная структура начала свою работу 25 ноября 2020 года.
Центр управления регионом, созданный при поддержке АНО «Диалог», призван координировать работу по сбору, мониторингу и отработке сообщений, поступающих от жителей края через социальные сети, по традиционным каналам связи по основным социально значимым направлениям: здравоохранение, образование, социальная защита, дороги и транспорт, энергетика и ЖКХ, твердые коммунальные отходы. ЦУР призван стать координационным центром, который по-новому выстроит систему обратной связи с населением.
В ЦУРе аккумулируются обращения граждан из различных источников, что позволяет выявлять системные проблемы, анализировать первопричины жалоб и создавать условия для их устранения. Главная задача центра – быстрое донесение информации о вопросах жителей края до ответственных исполнителей. Наиболее популярные темы, по которым чаще всего поступают обращения от граждан в социальных сетях: дороги и общественный транспорт, благоустройство, здравоохранение, социальное обслуживание и защита, ЖКХ и экология. В 2020 году от жителей Красноярского края поступило почти 12 тысяч сообщений.
Отмечу, что проект создания ЦУР – специализированного пункта управления с применением информационных технологий – в Красноярском крае появился годом ранее. После проведения Зимней универсиады-2019 в регионе осталась масштабная ИКТ-инфраструктура, использование компонентов которой позволяет реализовать проект создания ЦУР не только в части обработки и анализа обращений граждан, как сегодня реализовано в субъектах РФ, но и создав в регионе межведомственный ситуационно-аналитический центр и Центр цифровой трансформации. Реализовывать последние два сегмента призвано министерство и наше подведомственное учреждение – КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края». На базе данного учреждения в 2020 году было создано новое структурное подразделение – «Центр управления регионом» для реализации данных целей.
Центр цифровой трансформации призван помочь отрасли информационных технологий, а также другим отраслям – оцифровать процессы взаимодействия между сотрудниками, при работе с гражданами и с другими ведомствами. Межведомственный ситуационно-аналитический центр призван, в свою очередь, помочь в организации эффективного межведомственного взаимодействия, оперативного обмена информацией с применением современных информационных технологий.
Событие года – Всероссийский форум региональной информатизации «ПРОФ-IT»
В 2020 году Красноярский край получил право на проведение масштабного мероприятия в сфере информационных технологий – Всероссийский форум региональной информатизации «ПРОФ-IT». Такой форум впервые проходил в нашем регионе.
С 17 по 18 сентября 2020 года Красноярск стал площадкой для объединения российских представителей компаний-разработчиков программных продуктов в сфере информационных технологий. В столицу края приехали более 500 человек из 60 регионов страны. Форум посетили заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев, заместитель министра цифрового развития РФ Олег Качанов, также представители Администрации Президента РФ, эксперты из федеральных министерств, руководители региональных органов власти.
Программа форума состояла из секций, посвященных организации системы управления цифровым развитием региона, информационной безопасности, защите персональных данных в органах государственной власти. Также в рамках форума прошли круглые столы на тему цифровой трансформации в муниципальном управлении и особенностях организационной структуры Центра управления регионом. Ключевым мероприятием форума стала стратегическая сессия, посвященная плану мероприятий по достижению показателей национальной цели «Цифровая трансформация».
Победы года
Во время проведения Всероссийского форума также состоялся финал одноименного конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации. Конкурс проходил в 13 номинациях: здравоохранение, образование, культура, управление транспортом и другие.
На конкурс 2020 года поступило рекордное количество заявок: 279, 11 из них были от Красноярского края. В финал прошли 49 проектов, в том числе два проекта от нашего региона:
- государственная информационная система «Учет сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения» (номинация «Сельское хозяйство»);
- региональная телемедицинская система «Мониторинг пневмоний» (номинация «Здравоохранение»).
Оба проекта заняли второе место в своих номинациях.
В 2020 году проект Красноярского края «Прогноз кадровой потребности» стал призером всероссийской премии «Народное признание» и был назван одним из лучших сервисов, разработанных органами государственной власти для получения услуг населением. В 2020 году на нее было заявлено 56 сервисов от 27 регионов страны. Интерактивная карта «Прогноз кадровой потребности» набрала наибольшее количество голосов в номинации «Открытое управление».
Интерактивная карта представляет собой функциональный и общедоступный для широкого круга пользователей визуальный источник информации о кадровой потребности работодателей Красноярского края на ближайшие семь лет. Карта делает более доступной для жителей Красноярского края и других субъектов РФ информацию о прогнозируемой кадровой потребности. Кроме того, ей можно воспользоваться в целях выбора профессии или поиска работы.
В 2020 году Красноярский край принял активное участие в крупнейшем всероссийском конкурсе по командному соревнованию в сфере информационных технологий «Цифровой прорыв». В финал конкурса вышли 1249 лучших IT-специалистов страны, 35 из них – из Красноярского края.
В решении одного из кейсов финального этапа красноярская команда «Exiting VIM» одержала победу с проектом, направленным на обеспечение эффективной работы с государственными данными.
Добавлю, что эта команда успешно выступила на всех этапах всероссийского конкурса в 2020 году. В онлайн-хакатоне команда попала в десятку сильнейших и заняла пятое место в решении кейса от «Росатома». По итогам полуфинального онлайн-хакатона Сибирского IT-хаба, праздновала победу в решении кейса, направленного на создание информационного ресурса для идентификации термических точек по принадлежности к категориям земель. В начале 2021 года эта же команда стала обладателем национальной премии «Цифровые вершины». Их проект «Интеллектуальная карта государственных данных РФ» одержала победу в номинации «Нацпроект в цифре». Программное обеспечение, разработанное красноярскими специалистами, позволяет осуществлять поиск данных и обмен информацией в государственных и ведомственных информационных системах в различных сферах жизнедеятельности.
Сегодня роль и значимость информационных технологий осознается на самом высоком уровне. Цифровая трансформация названа одной из пяти национальных целей развития страны на период до 2030 года. Наша задача не сбавлять обороты. Губернатором Красноярского края поставлена задача попасть в первую десятку регионов России по цифровизации. Работы предстоит еще много. Основные задачи, которые мы ставим перед собой:
- продолжить развивать инфраструктуру связи на территории региона для устранения цифрового неравенства;
- менять подходы в работе, создавать цифровые аналоги различных государственных услуг;
- продолжить развитие службы 112, запустить систему, а также мобильное приложение «112» в промышленную эксплуатацию;
- продолжить развитие системы «Безопасный город», подключить новые камеры видеонаблюдения на Правом берегу Красноярска;
- осуществить переход на отечественное ПО в работе государственных информационных систем;
- продолжить развитие IT-отрасли в крае, поддерживать ее конкурентоспособность на российском рынке;
- продолжить подготовку кадров для отрасли, повысить квалификации специалистов, осуществлять обмен опытом с коллегами из федерального центра и других регионов.