Об авторе: Юрий Банчук — начальник департамента цифрового развития Чукотского автономного округа
Чукотский автономный округ представляет собой обширную территорию площадью 721 481 км², полностью входящую в Арктическую зону России. Административным центром региона является город Анадырь, население округа составляет около 48 тысяч человек.
На территории Чукотского АО расположены 45 населённых пунктов; четыре городских округа, три муниципальных района, три городских поселения и 20 населенных пунктов, из которых восемь — с населением свыше 1000 человек.
Департамент цифрового развития Чукотского автономного округа осуществляет функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере цифрового развития, информационных технологий, телекоммуникаций и связи, а также управление и координацию деятельности в этих сферах всех органов исполнительной власти Чукотского автономного округа.
Департамент проводит работу по развитию и модернизации информационных систем, информационной безопасности, инфраструктуры электронного правительства, работоспособности ресурсов и сервисов органов исполнительной власти региона, развитие отраслей связи.
Связь, госуслуги, ИКТ
Одной из основных задач в регионе является развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение широкополосного доступа в Интернет. Это позволяет улучшить доступ к государственным и муниципальным услугам, а также к информации о деятельности органов власти, обеспечить право населения округа по доступу к информации.
Развитие ИКТ способствует сокращению разрыва в уровне информатизации между различными субъектами Российской Федерации.
Внедрение ИКТ помогает автоматизировать процессы, повышать производительность труда государственных и муниципальных служащих, а также улучшать качество и доступность предоставляемых услуг, повышать качество жизни населения.
Согласованная с федеральными целями реализация региональных программ позволяет эффективно развиваться с учётом использования современных технологий.
Таким образом, развитие инфраструктуры ИКТ и обеспечение широкополосного доступа в Интернет являются ключевыми задачами для достижения современных стандартов качества жизни и эффективного управления в регионе.
Обеспечение развития широкополосного доступа в Интернет будет обеспечиваться разными способами, такими как строительство волоконно-оптических линий связи.
Предоставление Интернета путём развития мобильной связи и мобильного Интернета, в том числе за счёт федеральных средств программы «Устранение цифрового неравенства».
Предоставление доступа к широкополосному Интернету путём спутниковой связи на базе создаваемой низкоорбитальной группировки.
В настоящее время Минцифры России совместно с правительством Чукотского автономного округа проводятся мероприятия по согласованию организации строительства ВОЛС в населённых пунктах Чукотского автономного округа.
Департаментом ежегодно проводится работа совместно с органами местного самоуправления по организации голосования для определения населённых пунктов по участию в федеральной программе «Устранение цифрового неравенства» в максимальном количестве населённых пунктов базовых станций LTE. С 2023 года построено пять объектов, в 2025 году планируется построить ещё пять объектов.
Департамент в рамках подпрограммы «Цифровая Чукотка» государственной программы «Информационное общество Чукотского автономного округа» организует обеспечение социально значимых учреждений округа каналами связи с возможностью подключения к Интернету.
Проводится работа по взаимодействию с операторами сотовой связи. Так, например, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) было заключено соглашение с ПАО «Вымпелком» по модернизации инфраструктуры стандартов 4G (LTE) и развитию направлений «Телемедицина», «Туризм», «Безопасный город» и др. с использованием искусственного интеллекта.
Операторами связи ПАО «Мегафон» в 2024 году построена и запущена базовая станция в аэропорту г. Певек (Апапельгино), ПАО «МТС» модернизировано оборудование на территории аэропорта «Угольный» в г. Анадырь, а также в начале 2025 года оператор завершил строительство базовой станции в п. Угольные Копи, район «Пехота».
Одним из направлений работы является восстановление КВ-вещания. Проводится работа с ФГУП РТРС по тестированию различных вариантов технических решений. Просчитывается возможность по проведению запуска передатчиков в различных частях Чукотского автономного округа для максимального покрытия территории.
При поддержке Минцифры России и руководства ФГУП РТРС проведён пробный запуск радиопередающего центра в Хабаровске для покрытия территории округа. Изучается возможность запуска радиопередающего центра в городе Комсомольск-на-Амуре.
В декабре 2024 года было смонтировано оборудование с параллельной подготовкой разрешительных документов для вещания и введено в эксплуатацию «Дорожное Радио». В феврале 2025 года запущена радиостанция «Русское Радио» в г. Анадырь. Эти радиостанции планируется впоследствии запустить по крупным населённым пунктам округа.
Во взаимодействии с АО «Почта России» принимаются меры по возобновлению строительства авиационного отделения пересылки почты (АОПП), заполнение вакансий сотрудников АО «Почта России», осуществление ремонта почтовых отделений.
Совместно с ГК «Роскосмос» прорабатывается пилотный проект обеспечения удалённых населённых пунктов широкополосным доступом в сеть Интернет в 2025 году с помощью низкоорбитальной группировки (Программа «Скиф»).
На базе АО «Арктик Регион Связь» ведутся работы по созданию РНИЦ для обеспечения мониторинга автотранспорта, морского, речного, спецтехники и вездеходов, передача сообщений и сигналов SOS на базе спутниковой системы «Гонец».
В рамках исполнения поручения президента Российской Федерации Департаментом совместно с ОИВ округа, промышленными предприятиями, представителями силовых ведомств и значимыми операторами связи Чукотского автономного округа выполнены мероприятия в рамках оперативного противодействия угрозам функционированию ключевых сооружений и линий связи. Проводятся командно-штабные тренировки.
Для обеспечения потребностей населения проводится работа по организации предоставления услуг в электронном виде.
В Чукотском автономном округе в электронном виде доступно 267 государственных и муниципальных услуг. Из них 84 — массовые социально значимые услуги (МСЗУ).
За 2024 год жители региона подали свыше 200 тысяч заявлений на предоставление услуг в электронном виде.
На портале госуслуг (ЕПГУ) зарегистрировано около 35 тысяч жителей региона (из 48 тысяч жителей региона), что составляет 68% от общего числа населения; 71% из зарегистрированных хотя бы раз воспользовались ЕПГУ.
В электронном виде на получение МСЗУ количество обращений постоянно растёт.
Помимо этого, на ЕПГУ заработали сервисы для записи детей на программы дополнительного образования и в спортивные секции, был внедрён сервис записи на консультацию в фонд «Защитники Отечества» для оказания социальной помощи участникам специальной военной операции, ветеранам боевых действий и членам их семей.
В 2024 году заключен государственный контракт на перевод в текущем году в электронный формат 20 востребованных государственных услуг.
На 2025 год перед департаментом и органами исполнительной власти стоит задача по созданию различных региональных витрин. Это необходимо для предоставления услуг в реальном времени.
Так, регион одним из первых в стране внедрил сервис «Школьное портфолио». Обновили сервис «Запись на приём к врачу», что позволило существенно сократить время оказания услуги.
Департаментом образования и науки, департаментом физической культуры и спорта и департаментом здравоохранения Чукотского автономного округа продолжается работа по передаче данных в государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учёта.
Благодаря такому электронному взаимодействию гражданам больше не нужно приносить бумажные справки и документы для проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Все необходимые данные передаются между учреждениями в электронном виде. Результаты экспертизы также направляются гражданину в электронном виде через личный кабинет на ЕПГУ, а при необходимости могут быть получены в бумажном виде в бюро МСЭ или по почте.
Важно отметить, что гражданин ещё на этапе обращения в поликлинику может выбрать удобный формат прохождения экспертизы:
- заочно (на основе медицинских документов);
- очно (личное посещение бюро МСЭ).
Поликлиника самостоятельно передаёт все необходимые документы в учреждение МСЭ и уведомляет об этом гражданина.
В области здравоохранения используются мобильные медицинские комплексы «Цифровой ФАП», которые дают возможность жителям округа получать высококвалифицированную медицинскую помощь в рамках телемедицины.
В окружной больнице был внедрён цифровой ассистент на базе искусственного интеллекта. С его помощью можно записаться к врачу или вызвать его на дом.
IT-кадры
В г. Анадыре начал работать образовательный проект «Школа 21» на базе многопрофильного колледжа. Это помогает молодым людям получать востребованную IT-профессию.
В ходе обучения учащиеся получают знания в области программирования и навыки работы с современными языками программирования, а также получат навыки в области DevOps (методология непрерывной разработки программного обеспечения), работы с отечественными базами данных и сетями.
Подготовку профессиональных кадров в области информационных технологий в Чукотском автономном круге осуществляют две организации среднего профессионального образования и одна организация, реализующая программы высшего образования.
Направления подготовки:
- Среднее профессиональное образование:
- 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов;
- 09.02.06 Сетевое и системное администрирование;
- 09.02.07 Информационные системы и программирование;
- Высшее образование:
- 09.01.03 Информатика и вычислительная техника.
С 2022 года общее количество бюджетных мест составило 207 единиц из них на 2025 год количество бюджетных мест составило 117 единиц.
Ведётся работа в рамках реализации программы популяризации IT-специальностей в Чукотском автономном округе. Департаментом цифрового развития совместно со школами г. Анадыря проводятся профориентационные мероприятия, такие как «Урок цифры», «День цифры», «Цифровой ликбез» и другие.
МФЦ и ПОС
В начале 2025 года департамент цифрового развития Чукотского автономного округа совместно с ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Чукотского автономного округа» реализует два пилотных проекта:
- проект «Внедрение инновационной системы автоматического заполнения заявлений в информационных системах МФЦ на основе цифрового профиля гражданина», использование единой системы идентификации и аутентификации с добровольного согласия граждан введён в эксплуатацию;
- проект «Сервис бесконтактного обслуживания посетителей МФЦ», предусматривающий возможность получения государственных и муниципальных услуг без предъявления документов, удостоверяющих личность, с использованием биометрической идентификации — планируется внедрение во втором квартале 2025 года. Ввод в промышленную эксплуатацию — четвёртый квартал 2025 года.
Эти инициативы направлены на повышение качества обслуживания населения и цифровизацию государственных услуг в регионе.
Для оперативного решения проблем граждан продолжаем работу с платформой обратной связи (ПОС). Система предоставляет объективную информацию об актуальных проблемах, которые беспокоят граждан, и позволяет органам власти принимать необходимые меры для их разрешения.
Для Чукотского автономного округа в ПОС с целью обеспечения направления обращений в государственные органы и органы местного самоуправления по широкому спектру вопросов более 200 личных кабинетов органов (организаций) (ЛКО), из них 86% находятся в статусе готовности к работе.
В 2024 году жителями округа активно использовалась Платформа обратной связи. Так, в течение года поступило 2555 обращений. Органами исполнительной власти Чукотского автономного округа были даны ответы в регламентированный срок.
Импортозамещение и СМЭВ
В органах исполнительной власти Чукотского АО (ОИВ) установлено 740 автоматизированных рабочих мест (АРМ) отечественного производства.
Все рабочие места обеспечены пакетом офисных программ «МойОфис» отечественной разработки.
Для перехода на отечественные решения закуплено 615 лицензий для операционных систем отечественного производства, которые устанавливаются на рабочие места сотрудников органов исполнительной власти и 27 из них для серверов, на которых развёрнуты региональные информационные системы.
Между центральными исполнительными органами Чукотского автономного округа и правительством Чукотского автономного округа организовано единое поле межсетевого взаимодействия. Это позволяет обеспечить эффективное информационное взаимодействие между всеми органами исполнительной власти региона.
Подключение органов исполнительной власти и местного самоуправления к единой системе межведомственного электронного взаимодействия осуществляется через защищённый канал передачи данных. Это обеспечивает надёжную сетевую связность с региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, что способствует оперативному обмену информацией и повышению эффективности работы всех уровней власти в Чукотском автономном округе.
Было проведено более 700 сеансов видеоконференцсвязи.
Выполнено более 2000 заявок на ремонт и обслуживание компьютерной техники.
Для обеспечения потребности в облачных технологиях департаментом был создан центр обработки данных.
Согласование правовых актов губернатора Чукотского автономного округа, заместителей губернатора Чукотского автономного округа и правительства региона с членами правительства Чукотского автономного округа происходит в электронном формате.
В 2025 году запланировано подключение модуля взаимодействия с «МЭДО. Расширенный» второго порядка во всех органах исполнительной власти.
На постоянной основе ведётся работа по оказанию технической поддержки пользователей системы «Дело».
Для развития электронного документооборота в органах исполнительной власти повсеместно внедряется СЭД «Дело». Так, к системе подключены 18 органов исполнительной власти. Количество пользователей в системе уже более 900.
Департамент ежеквартально проводит заседания Совета по информационной безопасности при губернаторе Чукотского автономного округа. Межведомственная комиссия отметила улучшение координации мер по информационной безопасности в органах исполнительной власти региона.
Для защиты от компьютерных атак разработаны регламентирующие документы и организованы совместные тренировки со ФСТЭК России по ДФО. В рамках программы «Информационное общество Чукотского АО» закуплено 11 координаторов VipNet и 23 сертифицированных средства защиты информации, продлена лицензия на VipNet IDS.
Во всех органах исполнительной власти актуализирована документация по ИБ, регулярно проводится обучение работы с криптосредствами. Ведется переаттестация пяти из восьми государственных информационных систем, завершение работ планируется на конец первого квартала 2025 года.
В регионе функционируют семь информационных систем критической инфраструктуры.
Благодаря реализации национальных проектов и поддержке федеральных программ регион уверенно движется к технологическому лидерству. Особое внимание уделяется развитию цифровой трансформации в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.
Эти достижения позволяют существенно повысить качество жизни граждан в самом восточном регионе России и обеспечить его устойчивый рост и процветание в эпоху цифровой трансформации.