Цифровая трансформация региона – итоги работы управления цифрового развития Липецкой области в 2020 году

Об авторе: Станислав Корниенко, начальник управления цифрового развития Липецкой области.

Основой для цифровой трансформации всех сфер социально-экономического развития Липецкой области служит развитая телекоммуникационная инфраструктура. В регионе увеличивается территория и улучшается качество предоставления услуги широкополосного доступа к Интернету (ШПД), внедряются новые перспективные технологии. Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств региона по предварительным оценочным данным составляет порядка 74%.

По данным управления Роскомнадзора по Липецкой области на территории региона услуги ШПД оказывают 32 оператора. Услуги сотовой связи предоставляют шесть операторов. Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) доведены до всех административных центров поселений области. Администрации всех поселений региона имеют доступ к высокоскоростному Интернету и мультисервисной сети с защитой каналов в соответствии с установленными законодательством требованиями. В администрациях поселений для населения организованы зоны Wi-Fi для свободного доступа к Интернету.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализованы мероприятия по обеспечению услугами связи социально-значимых объектов (СЗО) региона. Доступом к Интернету по ВОЛС за счёт средств федерального бюджета обеспечено 237 СЗО, в том числе 226 фельдшерско-акушерских пунктов, четыре образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, пять пожарных частей и пожарных постов, два отделения Росгвардии. На 2021 год запланировано подключение 170 СЗО.

Увеличивается территория внедрения новых технологий подвижной радиотелефонной связи, предоставляющих возможность ШПД (3G и 4G). За 2020 год введены в эксплуатацию более 120 базовых станций сотовой связи стандартов, предоставляющих возможность высокоскоростного доступа к Интернету. Количество абонентских устройств сотовой связи на 100 человек населения в области, по данным Минкомсвязи России, составляет 198,4.

Один из главных вызовов, который поставила перед нами пандемия – обеспечить детям качественное дистанционное образование, а взрослым – возможность дистанционной работы. Особенно остро эта потребность стоит перед жителями небольших сельских населённых пунктов. Мы как регион в 2020 году вложили более 50 миллионов рублей в строительство сетей связи в населённых пунктах свыше 1000 жителей. Были построены сети передачи данных по технологии GPON. В результате возможность доступа к Интернету получили 32 тысячи домохозяйств в 63 населённых пунктах. Жители посёлков и сёл теперь могут получить доступ к Интернету такого же качества, как в областном центре. В наших планах на 2021-2022 годы – создать такие же условия в населённых пунктах от 500 до 1000 жителей. Запланировано строительство сети передачи данных по технологии GPON в 79 населённых пунктах с охватом 25 тысяч домохозяйств.

В 2020 году администрация Липецкой области с участием областного бюджета совместно с операторами связи реализовала ещё один проект по устранению цифрового неравенства – строительство базовых станций сотовой связи в малонаселённых пунктах. Качественной связью с возможностью доступа к Интернету было обеспечено более 1,5 тысяч жителей девяти населенных пунктов и ОГУП «ЛОСС» (дендропарк – ред.).

На 2021 год с участием средств областного бюджета запланировано строительство восьми базовых станций сотовой связи с охватом девяти населённых пунктов.

Обеспечение жителей области даже в самых отдалённых селах качественными услугами связи и доступом к Интернету позволяет всё более широко внедрять интерактивные сервисы для граждан. Электронные госуслуги становятся всё более востребованными. На едином и региональном порталах государственных и муниципальных услуг гражданам доступно получение в электронном виде более 540 услуг. По итогам 2020 года количество поданных электронных заявлений с единого и регионального порталов госуслуг в 1,5 раза превысило значение 2019 года и составило свыше 1,6 миллиона заявлений. В 2020 году регион одним из первых подключился к единой экранной форме на ЕПГУ по услуге «Назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно» и обеспечил подключение всего необходимого межведомственного электронного взаимодействия. Свыше 42 тысяч электронных заявлений было подано на предоставление данной услуги.

В 2020 году реализовано электронное взаимодействие между МФЦ и управлением социальной политики, это позволило ускорить процесс обработки заявлений граждан, обратившихся за получением услуг в МФЦ. Кроме того, у органов соцзащиты появилась возможность в электронном виде запрашивать и получать информацию об обучении детей в школах и колледжах, получать сведения о выплачиваемых студентам колледжей стипендиях, размерах компенсационных выплат за содержание детей в детских садах, сведений об имеющейся у граждан самоходной технике, что упростило для граждан получение услуг и сократило трудозатраты госслужащих при их оказании.

Количество граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, в 2020 году выросло на 204 тысячи и составило 996,4 тысячи (87% от численности населения области старше 14 лет).

Главное направление цифровизации Липецкой области – внедрение проектов для повышения качества жизни граждан. Первое, что мы сделали – систематизировали работу с обращениями жителей. Мы не только открыли сайт «Развиваем Липецкую область вместе» и выпустили мобильные приложения «Липецкая область онлайн» для смартфонов, но также мониторим социальные сети, реагируем на посты и комментарии в публичных группах. В 2020 году мы получили более 14 тысяч обращений, а Липецкая область заняла первое место среди регионов РФ по скорости ответа жителям. Качество и оперативность работы с обращениями граждан включены в число ключевых KPI для руководителей всех уровней.

Сейчас мы усилили эту работу, создали отдельное подразделение «Центр управления регионом», в задачах которого не только помогать обратившимся жителям – но изменить, перестроить процессы так, чтобы жителям и не нужно было обращаться. Так, благодаря цифровизации в 2020 году получилось снизить количество обращений по вывозу ТБО. Мы вооружили водителей-уборщиков смартфонами и попросили делать фотографии контейнерных площадок после уборки. И теперь мы первыми видим, когда фотография не поступает – значит, контейнерная площадка остаётся неубранной. Эта система сейчас работает в Липецке и Ельце. Прозрачность процессов и контроль позволил увеличить долю убираемых контейнеров до 90%.

Второй процесс, который помогла в 2020 году наладить цифровизация – это уборка дорог. Администрация Липецка составляет ежедневный план уборки и по показаниям датчиков ГЛОНАСС уборочной техники система автоматически контролирует его выполнение. Благодаря этому оперативно выявляются и устраняются неубранные участки. Планируем в ближайшее время развернуть эту систему и в других муниципалитетах.

В сфере общего образования обеспечена цифровизация процесса организации школьного питания. Подключены все школы Липецка и Ельца – 75 школ, более 68 тысяч детей (56% от общего количества учащихся). Обеспечен переход на безналичную оплату питания в школах (76% платежей проходят через интернет-экваринг) и реализован контроль за движением денежных средств. Кроме того, реализована система мониторинга школьного питания, позволяющая учащимся по QR-коду оставлять отзывы о состоянии школьного питания, с возможностью приложить фотографию.

В целях эффективного управления было создано и внедрено мобильное приложение для социального работника, которое взаимодействует с автоматизированной системой «Адресная социальная помощь». Реализовано формирование блока с аналитической информацией по процессу предоставления услуг за день (время начала работы, время окончания рабочего дня, время между оказанием первой услуги и началом рабочего дня, время между оказанием последней услуги и временем окончания рабочего дня, время, затраченное на переезд, время пребывания по адресу оказания услуги). В функционал мобильного приложения входит возможность проставлять отметку о факте выполнения социальной услуги (дата и время берутся из системных настроек мобильного устройства) и фиксация местоположения при оказании социальных услуг.

Начав работу с обращениями, мы поняли, что жителей сильно беспокоят проблемы ЖКХ. Жители буквально были оставлены один на один с управляющими компаниями, и для решения даже простейших проблем вынуждены были жаловаться во всевозможные инстанции. Для этого мы создали единую диспетчерскую службу (ЕДС) и стали контролировать исполнение управляющими компаниями всех обращений жителей. По телефону ЕДС в 2020 году принято 362 тысяч звонков, оформлено свыше 152 тысяч заявок. Сейчас мы отслеживаем сроки по каждой заявке и применяем административные меры, если сроки нарушаются.

Сейчас мы централизуем на единой диспетчерской службе медицинские услуги. Вызвать врача, записаться к врачу, записаться на вакцинацию, узнать наличие лекарств в аптеках – всё это можно сделать по короткому телефонному номеру 122.

Мы развиваем региональную систему видеоаналитики: сейчас она уже насчитывает 3 тысячи камер, в наших целях в течение пяти лет довести их количество до 12 тысяч. Срок хранения информации (видеоизображения) увеличился с семи до 30 дней. Это повышает раскрываемость преступлений и самое главное – предотвращает их.

В 2020 году наша область участвовала в проекте персональных цифровых сертификатов: за счёт средств федерального бюджета мы бесплатно обучили цифровым технологиям около 1100 взрослых жителей региона, теперь они могут сменить работу на более высокооплачиваемую, или пойти в карьерный рост на текущем месте работы. От пяти образовательных учреждений Липецкой области были доступны 12 программ, по которым можно было обучиться и получить цифровой сертификат.

В декабре прошлого года в Липецкой области впервые прошёл IT-фестиваль. В течение недели на площадках образовательных организаций «Стратегия», «ИТ-куб», «Компьютерная академия ШАГ», «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» состоялись олимпиады, конкурсы и мастер-классы, в которых приняло участие более 800 школьников, студентов и педагогов. Онлайн проведено свыше 40 выступлений, в том числе организован круглый стол с представителями образовательных организаций и IT-компаний. По результатам IT-Феста создано IT-сообщество, которое продолжает развиваться при поддержке управления цифрового развития области.

При том, что среди остальных регионов страны у нас далеко не самые большие затраты на цифровизацию в пересчёте на 1000 жителей, мы находим дополнительные возможности, чтобы экономить. Для этого создали собственное подразделение программистов, привлекаем умных ребят со всего региона, вкладываемся в IT-образование.

В течение 2020 года ОБУ «Информационно-технический центр» выполняло работы по разработке, созданию и модификации информационных систем для администрации области, исполнительных органов государственной власти области и их подведомственных учреждений.

С начала года создано 59 информационных ресурсов, ниже перечислены наиболее значимые из них.

  • Геоинформационная система Липецкой области – публичное представление данных о жизни региона в виде интерактивных карт с соответствующей кластеризацией данных. Продукт призван дать возможность ознакомиться с различными аспектами развития региона. Региональная ГИС уже сегодня включает 31 слой с 70 656 объектами и модули «Градостроительство», «ЖКХ», «Экология», «Транспорт», «Благоустройство», карты энергоэффективности многоквартирных домов и др.
  • Личный кабинет жителя Липецкой области липецкаяобластьонлайн.рф. Сервис предоставляет следующие возможности: оповещение жителей по важным вопросам (ресурсоснабжение, важные события и т.д.), приём сообщений и обращений от населения и др.
  • «Афиша Липецкой области» – предоставляет возможность ознакомиться с мероприятиями, которые проходят в области, добавить понравившиеся в избранное, увидеть место проведения того или иного мероприятия.
  • Система контроля вывоза ТБО.
  • Портал «Родительство48» – обеспечивает информирование жителей региона в вопросах детского воспитания.
  • «Система учёта кабинетного фонда», которая позволяет вести учёт помещений и имущества в них, а также размещённых работников.
  • Портал финансовой грамотности, информирующий жителей региона об управлении финансами.
  • Портал противодействия коррупции – позволяет анонимно оставлять сообщения о фактах коррупции, информирует граждан о законодательстве в данной сфере.
  • Информационная система обработки сообщений и ответа на них в социальной сети Instagram.

Во всех органах власти назначены руководители цифровой трансформации в статусе заместителей руководителя. Управление цифрового развития области координирует работы по достижению «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Сформированы и утверждены «дорожные карты» по достижению результатов цифрового развития. Эта работа стоит на контроле у губернатора области.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь