Об авторе: Максим Садиков, министр цифрового развития и связи Кузбасса.
Пандемия коронавируса в ушедшем году бросила вызов не только социальной сфере и здравоохранению, но и сфере IT, от которой в период самоизоляции и удалённой работы, без преувеличения, напрямую зависела работоспособность экономики. Кузбассу в 2020 году, несмотря на ограничительные меры, удалось не только реализовать в полной мере мероприятия национальной программы «Цифровая экономика РФ», но также провести первый в истории онлайн-чемпионат Worldskills Russia b запустить уникальную платформу «Кузбасс онлайн» для взаимодействия граждан и органов власти.
Цифровая инфраструктура
В 2020 году Минцифры Кузбасса проделало масштабную работу по реализации региональных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», а также по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах «Мои документы», которые работают по принципу «одного окна».
В рамках регионального проекта «Информационная инфраструктура» в 2020 году к Интернету были подключены почти 330 социально значимых объектов (СЗО) в отдалённых и сельских территориях, где раньше не было ШПД.
В рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление» сделан важный шаг к формированию цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг. Запрос населения на электронные госуслуги и потребности органов власти в электронном обмене сведениями и документами демонстрируют уверенный рост. Чтобы обеспечить эти процессы, создана комплексная информационная система оказания государственных и муниципальных услуг. Это технологическая основа, на базе которой можно реализовать функциональные модули под решение имеющихся задач.
На сегодня кузбасская система способна обеспечить межведомственное электронное взаимодействие органов власти при предоставлении госуслуг и автоматизацию работы МФЦ. Запущен региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В ЕСИА зарегистрировано более 2 миллионов жителей области, это порядка 84% от всего населения региона, включая маленьких детей. На Едином портале госуслуг размещено более 120 региональных и муниципальных услуг.
На базе многофункциональных центров «Мои документы» организовано предоставление более 200 государственных и муниципальных услуг. Перечень услуг постоянно расширяется. За 2020 год в МФЦ было оказано свыше 1,1 миллиона услуг, по итогам прошлого года охват сетью МФЦ в Кузбассе составляет почти 99%, уровень удовлетворённости качеством оказания услуг превышает 97%.
Первый онлайн-чемпионат
По решению правительства РФ в Кузбассе в 2020 году должен был состояться очный финал национального чемпионата WorldSkills Russiа. Профессиональные соревнования для представителей более чем 80 различных специальностей должны объединить участников из всех 85 субъектов страны. Из-за пандемии проведение соревнований оказалось под вопросом, в результате было принято решение впервые в истории провести чемпионат онлайн. Его участниками стали порядка 3 тысяч человек, что втрое больше числа участников традиционных очных чемпионатов, куда могли приехать далеко не все.
Перед министерством цифрового развития и связи Кузбасса стояла задача в кратчайшие сроки подготовить инфраструктуру и обеспечить техническое сопровождение национального чемпионата. Была реализована принципиально новая дистанционно-очная технология проведения соревнований и оценки конкурсантов. В результате финал национального чемпионата в этом году стал самым масштабным в истории не только российского, но и мирового движения WorldSkills. За период проведения чемпионата в режиме онлайн видео-платформой была обеспечена запись почти 10,5 тысячи камер участников и бесперебойное взаимодействие организационных комитетов.
Не выходя из дома
Ещё одна перспективная кузбасская IT-разработка – цифровая платформа «Кузбасс Онлайн», виртуальная площадка для взаимодействия граждан и органов власти, которая помогает жителям активнее участвовать в развитии территорий. Платформа работает в форме бесплатного мобильного приложения, которое уже установили свыше 150 тысяч жителей региона. Основной функционал приложения – отправка электронных жалоб и сообщений. Электронное заявление можно оформить онлайн и здесь же, в приложении, прикрепить к нему фотографию, добавить точную геолокацию, если речь, к примеру, идёт об открытом колодце, сломанном дереве или аварийном участке дороги.
Функционал платформы «Кузбасс Онлайн» входит в мероприятие стандарта городского управления ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» Минстроя России. Возможности «Кузбасс Онлайн» позволяют проводить общественные обсуждения и голосования по вопросам благоустройства, что оказалось особенно актуальным в период пандемии, когда возможности для проведения общественных слушаний были ограничены. Прямо в приложении можно ознакомиться с градостроительными планами, посмотреть концепции благоустройства парков, зон отдыха, архитектурные решения СЗО и оставить свои отзывы.
В 2020 году проект «Кузбасс Онлайн» стал лауреатом премии «Народное признание» VIII всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» в номинации «Диалог с властью».
Во время самоизоляции, когда доступ граждан в центры «Мои документы» был ограничен, в Кузбассе появился виртуальный голосовой помощник. С первых дней пандемии на базе МФЦ были созданы колл-центры для консультаций по вопросам получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, но операторы не справлялись с большим количеством звонков. Так родилась идея разработать умного голосового помощника, который одновременно сможет отвечать более чем на 200 звонков и давать консультации по предоставлению государственных и муниципальных услуг не хуже, чем операторы колл-центра.
Робот-консультант может ответить на вопросы о режиме работы офисов «Мои документы», готовности документов, рассказать о размере госпошлин на услуги, порядке предоставления услуг по выдаче российского и заграничного паспортов, водительского удостоверения, оформления материнского капитала, получению СНИЛС, справки о наличии или отсутствии судимости. Голосовой помощник также может рассказать, как зарегистрироваться на портале Госуслуг, о правилах миграционного учета и регистрации по месту жительства, порядке получения федеральных выплат. Список вопросов, на которые может ответить робот-консультант, постоянно расширяется.
Эффект от реализации данного проекта стал заметен сразу: более 50% звонков единого колл-центра МФЦ 1(0 тысяч обращений в месяц) стало обрабатываться автоматически. Количество непринятых вызовов снизилось в 25 раз – всего до 2%, а ожидание ответа специалиста по тем вопросам, где требуется такая помощь, сократилось в пять раз – до двух минут.
Проект «Интеллектуальный робот-консультант колл-центра МФЦ» в 2020 году стал лауреатом премии «Народное признание» VIII всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» в номинации «Интерактивный консультант».
Цифровые двойники
На новый цифровой уровень в 2020 году в Кузбассе вышло и развитие городов. Губернатор региона Сергей Цивилев поставил амбициозную задачу: к концу 2021 года территории всех крупных городов Кузбасса оцифровать с помощью беспилотных летательных аппаратов, создав государственную информационную систему (ГИС) «Кузбасс». Первые цифровые двойники уже разработаны для Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска и Кисилевска, где активно развивается угольная промышленность и важно контролировать использование недр.
Создание цифровых двойников позволит в дальнейшем повысить эффективность использования земель, в частности, вводить в оборот неразмежеванные участки, выявлять возможные нарушения в использовании земель – съёмки с беспилотников обладают высокой точностью и чёткостью. Кроме того, есть и экономические преимущества: проведение съёмки с воздуха уменьшает стоимость комплексных кадастровых работ примерно на 20%, а скорость их проведения увеличивается как минимум вдвое.
Только в Кемерове цифровой двойник помог выявить уже свыше 3,5 тысячи участков, на которых расположены незарегистрированные объекты — это складские и торговые помещения, автомобильные сервисные центры. Муниципальные власти благодаря полученной информации организовали работу с владельцами по постановке объектов недвижимости на кадастровый учёт.
ГИС «Кузбасс» стала одной из лучших цифровых разработок конкурсного отбора конкурентноспособных отечественных решений на базе «сквозных» цифровых технологий в специальной номинации «Драйвер цифровой трансформации отрасли», рекомендуемых к тиражированию Аналитическим центром при правительстве РФ. Кроме того, ГИС «Кузбасс» в 2020 году вошла в число финалистов Всероссийского конкура региональных и муниципальных IT-проектов «ПРОФ-IT.2020». Кузбасский проект стал одним из лучших в номинации «Природопользование и охрана окружающей среды».
Стратегический вопрос
Богатый на проекты и стратегические задачи год позволил Кузбассу определиться с долгосрочными целями и ориентирами цифрового развития. Так, в прошлом году была сформирована и утверждена Стратегия цифровой трансформации государственного управления Кузбасса. Это базовый документ, на основе которого в дальнейшем будут планироваться и проектироваться новые цифровые продукты и сервисы во всех направлениях деятельности.
Исходя из текущей ситуации, в регионе построили целевую модель государственного управления Кузбасса с учётом федерального опыта и лучших бизнес-практик в сфере цифровизации государственного управления. К разработке стратегического документа были привлечены эксперты, в том числе образовательного, научного и бизнес-сообщества региона, а также жители Кузбасса.
Среди ключевых принципов цифровизации, заложенных стратегией, максимальный переход в формат онлайн-взаимодействия государства с гражданами, внедрение роботизации и искусственного интеллекта.
Наряду с общими целями развития региона в сфере государственного управления стратегия определяет также и частные задачи, решение которых позволит непосредственно перейти к цифровому государственному управлению и начать полноценно использовать преимущества применения информационных технологий.