Чаще всего жители России жалуются в Роскомнадзор на работу сайтов, нарушения в сфере ПД и связи

Жители России в прошлом году больше всего жаловались в Роскомнадзор на деятельность сайтов (35% от общего числа запросов), на нарушения в области персональных данных (26%), а также на связь (24%), сказано в годовом отчёте Роскомнадзора.

«В 2018 году изменилась тематическая направленность обращений граждан, поступивших в Роскомнадзор. В сравнении с предыдущим годом зафиксирован рост обращений граждан по вопросам организации деятельности сайтов в сети Интернет, а также в сфере защиты персональных данных», — сказано в материалах ведомства.

Всего в 2018 году в Роскомнадзор (в том числе в территориальные органы) поступило 154 914 обращений граждан, что больше показателя 2017 года на 33,6%.

Наибольшее количество обращений – 54 411 – поступило в 2018 году в Роскомнадзор по тематике регулирования деятельности работы интернет-сайтов. Это в 2,5 раза больше показателей предыдущего года. Граждане жаловались на возможные мошеннические действия, блокировку их аккаунтов в социальных сетях, на регулирование правил участия и поведения на игровых серверах и т.д.

Для предоставления гражданам информации о разграничении полномочий между федеральными ведомствами при организации работы по ограничению доступа к противоправной информации в Интернете на официальном сайте Роскомнадзора организована работа информационного сервиса «Краткие справки о полномочиях».

По итогам 2018 года доля обращений граждан, содержащих жалобы в сфере защиты персональных данных, занимает второе место (25,4%, 39 335 обращений). Впервые количество поданных жалоб в данной области превысило количество жалоб в сфере связи (24%).

Подавляющее количество жалоб традиционно касалось защиты персональных данных в связи с их размещением в Интернете, организации деятельности банков и передачи персональных данных граждан коллекторским агентствам.

В частности, в отношении кредитных организаций распространены жалобы на передачу персональных данных без согласия граждан, а в отношении коллекторских агентств – на обработку персональных данных граждан без их согласия.

Предмет жалоб на действия владельцев сайтов, как правило, связан с предоставлением доступа неограниченному числу лиц к персональным данным гражданина.

В целом увеличение количества обращений по данной тематике обусловлено, прежде всего, повышением уровня правовой культуры граждан и предоставлением им государственными органами дополнительных возможностей для защиты своих прав.

Вопросы связи в 2018 году поднимались в 37 166 обращениях граждан (24% от общего количества обращений).

С жалобами на крупных операторов мобильной связи ПАО «МТС», ПАО «Вымпелком», ПАО «Мегафон» и ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) в Роскомнадзор обратилось 6064 гражданина (2017 – 5288), что составляет 16,3% от поступивших обращений в сфере связи, из них:

  • 2595 выразили несогласие с суммой выставленного счета за услуги связи;
  • 680 отмечали отсутствие связи;
  • 1670 жаловались на оказание дополнительных платных услуг без их согласия;
  • 597 отметили плохое качество функционирования сети связи (несоответствие заявленной скорости мобильного Интернета, шум, треск, неразборчивость речи, пропадание слогов и слов при переговорах, невозможность дозвона по отдельным направлениям и т.д.).

При этом большая часть обращений содержала нарекания в адрес ПАО «Вымпелком» – 1959 обращений (32%). ПАО «МТС», на действия которого поступило больше всего жалоб граждан в 2017 году, по итогам 2018 года занимает третье место по количеству поступивших жалоб.

Меньше всего жаловались на работу Tele2 – 594.

По вопросам перенесения абонентских номеров мобильной связи, связанных, в том числе, с отказом оператора связи принять заявление, неоказанием услуг после перенесения номера, нарушением сроков перенесения номера, в Роскомнадзор поступило 584 обращения (1,6% от общего количества обращений в сфере связи).

На 35% снизилось количество обращений граждан, содержащих жалобы на ФГУП «Почта России». Поступило 13 298 обращений, из них в 9453 содержались жалобы на неполучение адресованных почтовых отправлений, в 3845 – на неудовлетворительную работу сотрудников почтовых отделений.

С просьбами разъяснить вопросы разрешительной деятельности и лицензирования в сфере связи в Роскомнадзор обратилось 766 граждан.

По результатам рассмотрения обращений граждан в Роскомнадзоре в 2018 году вынесены следующие решения:

  • даны разъяснения – 99 444;
  • решено положительно – 6337;
  • не поддержано – 10 829;
  • направлено по компетенции – 37 291;
  • обращение отозвано гражданином – 833.

На официальном сайте Роскомнадзора в 2018 году продолжил работу дополнительный электронный сервис для оценки гражданами полученных ответов. Было направлено 76 440 приглашений об оценке качества направленных ответов, на которые получено 6919 откликов. Анализ показал, что 3944 человека (57,1%) полученными ответами не удовлетворены, 712 (10,2%) – удовлетворены отчасти, 2263 (32,7%) – ответами удовлетворены, сказано в материалах.

На основании полученных результатов сотрудникам Роскомнадзора давались соответствующие рекомендации.

Статистические данные к сведениям о работе с обращениями граждан в 2018 году.