Центробанк зафиксировал первое за 7 лет снижение количества случаев «телефонного» хищения денег с банковских счетов
В 2022 году количество случаев хищения денег с банковских счетов, совершённого в результате звонков мошенников или обмана онлайн-покупателей, по сравнению с 2021 годом снизилось на 15,31%, до 877 тысяч – это первое снижение показателя за семь лет, сообщает Центробанк во вторник.
Как следует из «Обзора операций, совершённых без согласия клиентов финансовых организаций», в прошлом году Банк России инициировал блокировку более 756 тысяч мошеннических телефонных номеров, что в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее, и является максимальным показателем с начала такой работы в 2019 году.
См. также: Утверждены требования к системе «Антифрод» >>>
Регулятор рекомендовал банкам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счётом лицам, информация о которых содержится в базе ФинЦЕРТ Банка России. Банки также усилили работу по противодействию мошенникам на платёжном рынке.
Несмотря на активное развитие новых дистанционных платёжных сервисов и рост объёма денежных переводов (на 39%, до 1458,6 триллиона рублей), размер ущерба от действий кибермошенников вырос на 4,29%, до 14,2 миллиарда рублей.
Как и в предыдущие годы, больше всего операций без согласия клиентов (в количественном выражении) пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете. Однако в прошлом году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг. Заполучив доступ к этим сервисам, мошенники могут не только похитить у человека деньги на счёте, но и оформить на него кредит. Именно поэтому больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 миллиарда рублей, говорится в документе.
См. также: О прецедентах наказания микрофинансовых организаций за использование краденых ПД >>>
Банки вернули клиентам меньше похищенных средств, чем годом ранее, — 618,4 миллиона рублей, или 4,4% от всего объёма украденного. Такой уровень возмещения объясняется тем, что воры прибегают к социальной инженерии, и граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные – в таких случаях банк ответственности не несёт.
В Общественной палате во вторник проходит круглый стол «Профилактика дистанционных преступлений» с участием МВД, интернет-компаний и бизнеса.
Как сообщил представитель ГУ МВД по Москве, в столице в 2022 году с использованием ИКТ совершено более 43 тысяч преступлений – на 7 тысяч меньше, чем в 2021.
По словам представителя МВД Москвы, в прошлом году вступил в силу закон о штрафах за подмену номера , уже возбуждено больше 100 дел против операторов, были вынесены первые штрафы, размером до 600 тысяч рублей.
См. также: В РФ впервые оштрафован оператор за подмену телефонного номера >>>
Совкомбанк в прошлом году спас 7 миллионов рублей клиентов, которые могли бы уйти мошенникам. По сообщению банка, операционистов учат распознавать «клиентов в тревожном состоянии», приходящих в отделение, чтобы взять срочный кредит из-за манипуляций мошенников.
Представитель сервиса частных объявлений «Авито» рассказал, что в отделе по борьбе с мошенничеством работают 700 человек; каждый день отсекается около пяти тысяч объявлений с признаками мошенничества.
Кроме того, в 2022 году мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения. С февраля прошлого года Банк России инициирует блокировку таких материалов. За неполный год прекращена работа почти двух тысяч страниц в социальных сетях и нескольких десятков мобильных приложений, а общее количество направленных на блокировку ресурсов составило свыше 15 тысяч.
См. также: Мессенджеры стали основным инструментом организации финансовых пирамид – Центробанк >>>
В ноябре 2022 года Банк России провёл опрос о степени удовлетворённости людей уровнем безопасности финансовых услуг и на его основе составил среднестатистический портрет гражданина, наиболее уязвимого для обмана злоумышленниками. Это работающий мужчина в возрасте от 25 до 44 лет, со средним уровнем дохода и средним образованием, проживающий в городе и активно пользующийся банковскими онлайн-сервисами.
См. также: ЦБ сообщил о новых стандартах управления риском информационной безопасности >>>