Аудитор СП поднял вопрос о целесообразности установки точек доступа в Интернет в населенных пунктах численностью 250-500 человек

В 2012-2014 гг. наблюдается снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием таксофона на 27,9% и снижения дохода от них на 42,8%. Снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием пункта коллективного доступа в Интернет — на 66,8 %, а дохода — на 67,3%, следует из отчета аудитора Сергея Штогрина, представленного Счетной палате.

«При таком снижении объема оказываемых услуг возникает вопрос о целесообразности планируемого предоставления доступа в Интернет с использованием точек доступа в населенных пунктах численностью 250-500 человек», — резюмировал Штогрин.

Как сообщал Экспертный центр электронного государства,  в мае 2014 года государство дополнило ранее действовавший перечень УУС новой услугой — передачей данных с использованием точек доступа. Тогда же Россвязь заключила с «Ростелекомом» государственный десятилетний контракт об условиях оказания УУС. По контракту, «Ростелеком» обязан в течение пяти лет обеспечить высокоскоростным доступом в интернет населенные пункты численностью от 250 до 500 человек на скорости не менее 10 Мбит/с.

[box]Универсальная услуга связи (УУС) — механизм, обеспечивающий гарантированный уровень доступа к системам связи для всех граждан страны вне зависимости от места их жительства. Оказание УУС не предполагает извлечение прибыли и финансируется из фонда УУС, в который все операторы отчисляют часть прибыли.

К универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.
    [/box]

Отчет о результатах проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, учета и взыскания неналоговых доходов при формировании резерва универсального обслуживания за счет отчислений операторов сети связи общего пользования, а также возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (УУС), в 2013 и 2014 гг. и истекшем периоде 2015 года был рассмотрен коллегией Счетной палаты в понедельник.

Из него также следует, что информационная система Россвязи (основное назначение ИС — автоматизация процессов сбора, хранения, поиска и выдачи необходимой информации для выполнения государственных функций агентства), на доработку которой в 2010-2011 гг. было потрачено 76,5 миллиона рублей, не выполняет своих функций. Операции проводятся в ручном режиме

«С помощью ИС Россвязи невозможно провести мониторинг осуществления операторами связи обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за отчетный период», — уточнил аудитор.

Также Россвязь регулярно возмещала операторам связи убытки по оказанию универсальных услуг связи не в полном объеме. По состоянию на 17 апреля 2015 года задолженность Россвязи перед операторами универсального обслуживания составила 9,6 миллиарда рублей.

По договору с ОАО «Ростелеком», последний будет ежегодно получать на оказание универсальных услуг связи 16,3 миллиарда рублей. Между тем прогноз поступления доходов за счет средств отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в 2015 году составляет 14,5 миллиарда рублей, а в 2016 году – 14, 2 миллиарда рублей. Договором предусмотрено, что в случае перечисления ОАО «Ростелеком» сумм в размере меньшем, чем предусмотрено, компания вправе уменьшить объем своих обязательств по оказанию УУС в соответствующем году.

«Объемы финансирования универсальных услуг связи не покрываются суммами отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания. Из-за этого возникают риски оказания услуг не на всей территории России, а также риски финансирования оказания услуг за счет дополнительных средств федерального бюджета», — отметил Штогрин.

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты в Федеральное агентство связи, информационные письма – в правительство, Министерство финансов и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а также информацию об основных итогах проверки и отчет в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.