Что такое “упрощенная регистрация”

331

Об этом замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев рассказал вчера журналистам в пресс-центре «Парламентской газеты». По его словам, для 35 отобранных министерством приоритетных госуслуг при упрощенной регистрации будет доступен их базовый функционал, то есть оформление заявлений и подача документов до этапа, когда получатель услуги должен физически идти в соответствующее ведомство для получения результата услуги.

Напомним, 28 октября прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, предписывающее Минкомсвязи упростить процедуру регистрации на едином портале госуслуг. Министерство к началу мая должно отчитаться перед правительством о выполнении.

Сейчас для получения кода активации необходимо посетить офис «Ростелекома», либо получить код заказным письмом. Упрощенная процедура позволяет, по словам Козырева, регистрироваться на портале госуслуг при помощи мобильных устройств, или только по адресу электронной почты. Замминистра не уточнил, каким образом будет осуществляться идентификация пользователя при отправлении ему кода доступа на мобильный телефон или электронную почту.

Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах пояснил d-russia.ru, что в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) в дополнение к простой электронной подписи и квалифицированной электронной подписи (получить их гражданин может только лично, предъявив паспорт) вводятся еще два варианта регистрации, которые можно пройти онлайн: простейшая регистрация по номеру мобильного или электронной почте, куда высылается пароль; регистрация через мобильный телефон или электронную почту с указанием СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования). Услуги, предоставляемые на портале, зависят от способа регистрации – те, что требуют электронной подписи, предоставляться по онлайн-регистрации не будут.

Радикальная новизна предложения состоит в фактическом отказе, в случае упрощенной процедуры регистрации, от проверки личности пользователей портала госуслуг. Ранее в планах Минкомсвязи значилось увеличение числа пунктов выдачи кодов доступа к ЕСИА.

Последствия принятия упрощенной процедуры труднопредсказуемы из-за очевидных изъянов в безопасности: у недобросовестного пользователя появляется возможность заказывать госуслуги не от своего имени и, в ряде случаев, получать доступ к чужим персональным данным (с критикой упрощенной процедуры регистрации пользователей ЕПГУ в ноябре прошлого года выступил бывший заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух). Кроме того, предстоит сделать так, чтобы граждане, зарегистрированные на ЕПГУ по упрощенной процедуре, не оказались изолированными от IT-систем МФЦ, где предусмотрено использование ЕСИА в ее нынешнем виде.

Есть еще одна проблема упрощенной процедуры регистрации без использования ЕСИА –теоретическая возможность приписок.

План мероприятий (Дорожная карта) по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (2014-2018 годы) предусматривает, что к концу 2014 года 35% граждан должны использовать «преимущества получения госуслуг в электронном виде». В настоящее время этот показатель по регионам колеблется от 1% до 14%, а в среднем по стране равен 8%, и административный ресурс его увеличения исчерпан. Когда в число регистраций на ЕПГУ войдут регистрации по упрощенной процедуре, контроль над этим показателем может быть утерян: непонятно, как отделить подлинные регистрации от мнимых.

В настоящее время около 20 региональных порталов госуслуг, где применение ЕСИА не обязательно, используют в той или иной форме упрощенную регистрацию, о чем говорилось, в частности, на круглом столе в Общественной палате. Материалов, обобщающих региональный опыт, нет. Случаи злоупотребления упрощенной процедурой регистрации имели место – шутники заказывали, например, государственные услуги от имени известных людей.