Выполнение 601 указа в Санкт-Петербурге – декабрь 2017

Доклад Санкт-Петербурга (есть в распоряжении D-Russia.ru) о том, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента. Доклад подготовлен к заседанию подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое состоится 20 декабря.

В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.
Правительственной комиссией главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2017 года — не менее 60%.

Согласно исследованиям Росстата, значение показателя в Санкт-Петербурге составляет 40,6% в 2015 году, 49,0% в 2016 году (прирост на 8,4 процентных пункта). В субъекте проживает порядка 5,2 миллиона граждан.

Во исполнение указа президента в Санкт-Петербурге на постоянной основе реализуются комплексные меры, направленные на достижение установленного значения показателя. Работы по достижению планового значения
показателя, осуществляемые правительством Санкт-Петербурга в лице комитета по информатизации и связи (далее – Комитет) при непосредственном участии органов власти, условно можно разделить на три основных блока: мероприятия технического характера, организационные мероприятия и продвижение электронных сервисов и услуг.

В Петербурге предоставление государственных услуг в электронной форме осуществляется посредством портала “Государственные и муниципальные услуги
(функции) в Санкт-Петербурге” (далее – портал госуслуг Санкт-Петербурга, петербургский портал, портал). Петербургский портал разработан Комитетом и подведомственным ему государственным унитарным предприятием “Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр” и функционирует уже на протяжении 10 лет.

Контент портала постоянно обновляется: в информационном разделе сейчас можно найти более 500 подробных описаний государственных и муниципальных услуг, нормативные правовые акты, сведения об организациях, предоставляющих услуги, и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), бланки документов. При наполнении портала контентом применяется особый, индивидуальный подход: описания услуг в точности соответствуют административным регламентам, но при этом дополняются краткими версиями описаний, в которых простым для заявителя, не формализованным языком излагаются самые важные аспекты, таким образом, информация подается максимально понятно.

Политика представления информации заключается в том, чтобы наиболее сложные вопросы в порядке получения услуги заявитель выяснял без необходимости консультации в органе власти, просто ознакомившись с карточкой услуги.

В настоящее время разрабатывается новый упрощенный дизайн карточки услуги на портале, предполагающий использование схем и инфографики. В прошлом году была изменена структура каталога услуг. Анализ поведения пользователей с помощью инструментов “Яндекс.Метрики” позволяет говорить о том, что модифицированный каталог способствует более быстрому поиску информации.

Около 200 услуг сейчас возможно получить в электронной форме, авторизовавшись в Единой системе идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), постоянно ведутся работы по реализации новых, в первую очередь наиболее востребованных электронных услуг, большое внимание уделяется совершенствованию и улучшению уже существующих, в частности за счет сокращения количества заполняемых полей, возможности работы с мобильными устройствами, автозаполнения данных, применения новых технологий при реализации для более быстрой загрузки.

Так, среди наиболее значимых проектов можно отметить запущенный в начале 2016 года пилотный проект по выдаче электронных полисов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) посредством портала госуслуг Санкт-Петербурга. Этот проект был реализован совместно с комитетом по здравоохранению и территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга. На текущий момент в проекте участвуют уже 73 медицинские организации. В перспективе планируется внедрение услуги во всех медицинских учреждениях города. Также будет расширен и список доступных действий внутри услуги – например, изменение данных полиса ОМС и смена страховой компании в онлайн-режиме. На сегодняшний день этот проект в числе приоритетных, так как услуги по получению полиса ОМС, по записи на прием к врачу являются одними из наиболее востребованных в регионе.

В 2017 году было обеспечено взаимодействие портала с Единой системой строительного комплекса Санкт-Петербурга (далее – ЕССК), реализованы в электронной форме 28 процедур в сфере строительства. Специалисты “Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра” регулярно проводят семинары для представителей строительной отрасли и IT-отделов компаний-застройщиков на тему внедрения ЕССК и взаимодействия ЕССК с программными комплексами строительных организаций, включающие в себя онлайн-демонстрацию последовательности действий на всех этапах заполнения данных и ответы на возникающие вопросы.

Помимо каталога услуг, на портале есть и другие, не менее важные разделы.

Например, раздел “Полезная информация”, в котором в числе прочего можно найти ответы на часто задаваемые пользователями вопросы, связанные с использованием портала, и важную информацию о том, какие услуги можно получить различным категориям граждан, регулярно обновляемый новостной раздел и многое другое.

Недавно было проведено расширение платежного раздела – значительно увеличилось количество доступных для заявителей платежей. В настоящее время проводятся работы по изменению структуры раздела, чтобы сделать его еще более удобным для пользователя.

С целью обеспечения единого пространства для доступа как к электронным услугам, так и к услугам МФЦ петербургский портал также является источником информации о центрах “Мои Документы”. В частности, пользователи могут найти контактную информацию о центрах, ознакомиться с доступными услугами, с помощью интерактивной карты в режиме реального времени получить данные о загруженности МФЦ. Отсутствие отдельного сайта МФЦ избавляет от необходимости дублирования информации и позволяет жителям города найти все необходимые сведения об услугах и способах их получения на одном ресурсе.

Петербургский портал интегрирован с личным кабинетом Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) gosuslugi.ru (далее – ЕПГУ). Заявителям обеспечена возможность передачи и отображения данных о заявлениях, поданных через портал госуслуг Санкт-Петербурга, в “личном кабинете” на ЕПГУ.

Портал госуслуг Санкт-Петербурга выполнен в кобрендинге с ЕПГУ.

При контентном наполнении петербургского портала используются руководства и справочники по предоставлению государственных услуг в электронной форме из Репозитория Минкомсвязи России. Все текстовые описания услуг делаются в соответствии с образцами, представленными в Репозитории. Также на портале размещаются описания наиболее популярных федеральных государственных услуг, ссылки на их получение в электронной форме на ЕПГУ или сайтах федеральных органов власти, также реализованы виджеты “Узнай свой ИНН” и “Проверка налоговой задолженности”. В ближайшее время планируется реализовать виджеты “Получение загранпаспорта”, “Регистрация транспортного средства”, “Распоряжение материнским капиталом” и другие.

Санкт-Петербург стремится к постоянному взаимодействию с пользователями. На петербургском портале есть возможность подать электронную жалобу в рамках предоставления услуги, реализован сервис оценки качества предоставления услуг, в том числе сразу после подачи электронного заявления, пользователи регулярно принимают участие в онлайн-исследованиях, направленных на оценку их удовлетворенности работой портала госуслуг Санкт-Петербурга и качеством государственных услуг в целом.

Осуществляется также и ознакомление граждан с возможностями и преимуществами электронных услуг и сервисов, в том числе в игровой (конкурсной) форме. В частности, несколько последних лет комитет принимает участие в организации студенческих хакатонов и применяет наиболее удачные разработки его участников.

Все перечисленные работы приносят ощутимый результат: на данный момент количество посещений портала госуслуг Санкт-Петербурга превысило 91,5 миллиона, а за третий квартал 2017 года через петербургский портал и ведомственные сайты, на которые можно перейти с портала или из каталога государственных сайтов Санкт-Петербурга, было подано более 16 миллионов обращений. Каталог государственных сайтов Санкт-Петербурга позволяет легко перейти на любой государственный ресурс, что обеспечивает единое информационное пространство.

В качестве наиболее популярных электронных услуг можно назвать электронный дневник, запись к врачу, зачисление в детский сад и в школу, а также выдачу ордеров на производство работ, связанных с благоустройством.

Мобильные приложения “Госуслуги Санкт-Петербурга” на платформах Android и iOS также пользуются популярностью – с их помощью можно узнать статус поданного заявления, записаться к врачу, узнать ИНН, найти и оплатить штрафы ГИБДД и счета за коммунальные услуги, проверить номер очереди в детский сад и многое другое.

Комитет предпринимает различные меры для популяризации ЕСИА и электронных услуг, в том числе в сотрудничестве с органами власти и МФЦ. Так, в МФЦ реализована возможность просмотра сотрудниками МФЦ информации о наличии у заявителя учетной записи в ЕСИА при условии осуществления регистрации в МФЦ. Если заявитель не зарегистрирован в ЕСИА, сотрудник МФЦ информирует его о преимуществах регистрации в ЕСИА и предлагает получить логин и пароль в системе.

В работе по продвижению электронных услуг в МФЦ соблюдаются соответствующие методические рекомендации, разработанные Минкомсвязью России. Отдельно следует отметить обеспечение взаимосвязи МФЦ и портала, в частности при подаче заявления через МФЦ можно отслеживать его статус в личном кабинете на портале, а по многим электронным услугам результат можно получить в МФЦ.

Совместно с комитетом по образованию проводятся работы по переходу на авторизацию граждан посредством ЕСИА при использовании электронного дневника. Так, с 08.01.2018 авторизация на портале “Петербургское образование” новых пользователей будет возможна исключительно через ЕСИА.

Реализована авторизация с помощью учетной записи ЕСИА и для получения услуг и сервисов на портале службы занятости. Решается вопрос возможности перехода на авторизацию граждан при получении услуги “Запись к врачу” только с помощью ЕСИА, сейчас возможность получения услуги “Запись к врачу” реализована как без авторизации заявителя, так и посредством авторизации в ЕСИА.

Также комитет направил запрос в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Петростат) на оказание содействия в распространении информационных материалов при проведении федерального статистического опроса в октябре и ноябре 2017 года Петростатом распространение листовок было согласовано, изготовленные материалы используются при проведении опросов.

Сотрудники СПб ГУП “СПб ИАЦ” также провели обучение интервьюеров Петростата по информированию участников опроса об электронных государственных услугах.

В связи с тем, что показатель определяется по отношению к численности населения региона старше 15 лет, а показатель доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, определяется по отношению к численности населения региона старше 14 лет, и в соответствии с пунктом 8.25 Плана мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, комитетом предусмотрена организация мероприятий, направленных на формирование информационной культуры и навыков безопасного использования контента интернет-ресурсов у обучающихся государственных образовательных организаций. На портале госуслуг Санкт-Петербурга доступен информационный раздел для учащихся и их родителей, в котором в простой и понятной форме рассказывается об электронных услугах и ЕСИА. Проводятся различные мероприятия по популяризации городских Интернет-ресурсов и ЕСИА среди школьников, в частности, ежегодный конкурс “IT-школа”, участвуя в котором дети и подростки совместно с родителями могут в увлекательной форме узнать об электронных услугах и сервисах.

Реализация этих мероприятий согласована с комитетом по науке и высшей школе и с комитетом по образованию. Также специалистами СПб ГУП “СПб ИАЦ” достигнута договоренность о сотрудничестве с руководством Санкт-Петербургской центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского в части осуществления популяризации электронных услуг, проведения совместных мероприятий в библиотеках города (обучение компьютерной грамотности пожилых людей, проведение семинаров для посетителей библиотеки, посвященных преимуществам получения госуслуг в электронной форме, распространение информационных материалов и так далее). Помимо вышеперечисленного, Комитет занимается обеспечением централизованной регистрации в ЕСИА сотрудников крупных предприятий Санкт-Петербурга с использованием мобильных МФЦ.

По согласованию с администрациями районов организуется выезд мобильных МФЦ на территорию предприятия для оказания заинтересованным сотрудникам государственной услуги по регистрации в ЕСИА. Кроме того, на предприятиях проводятся семинары с целью доведения до сотрудников информации о ЕСИА и ее преимуществах. На данный момент такие мероприятия уже проведены на автомобильном заводе Toyota, в компании “Петроэлектросбыт”, в федеральном научно-производственном центре “Концерн “Гранит-Электрон” и на государственном унитарном предприятии “Водоканал Санкт-Петербурга”, ведутся работы по организации семинаров на заводе им. Козицкого. Также прорабатывается вопрос о размещении мобильных МФЦ в популярных локациях Санкт-Петербурга (возле станций метро с высокой проходимостью, в центральных районах города и т.д.) для регистрации петербуржцев в ЕСИА.

Организована и совместная работа с органами власти в части осуществления оперативного мониторинга достижения показателя. В качестве инструмента проведения мониторинга используется собственное программное решение, обеспечивающее ежеквартальный учет количественных данных по всем способам получения услуг. При этом в отношении услуг, предоставленных в МФЦ и в электронной форме, обеспечивается автоматизированный учет данных, что позволяет обеспечивать высокий уровень корректности и достоверности информации. Кроме того, благодаря интеграции с ГАС “Управление” сведения автоматически передаются на федеральный уровень, что снимает необходимость дублирования ввода данных, минимизирует риск ошибочного подсчета и обеспечивает 100% заполненность данных в ГАС “Управление” для региона.

Следует также отметить, что ежеквартально на основании поступивших данных формируется рейтинг исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по достижению показателя, который публикуется на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга, а также рассматривается на заседаниях комиссии по проведению административной реформы.

В соответствии с результатами проводимого оперативного мониторинга по итогам первых трех кварталов 2017 года значение показателя в Санкт-Петербурге составляет 73,16%.

Комитет придерживается единого подхода в продвижении портала госуслуг Санкт-Петербурга с учетом основных потребностей аудитории, а также кобрендинга с ЕПГУ. В рамках мероприятий по популяризации Петербургского портала в 2017 году была проведена рекламная кампания, в частности, печатная продукция размещалась в бизнес-центрах города, в вагонах Петербургского метрополитена, были проведены работы по размещению тематических видеоматериалов в общественном транспорте, в ресторанах, бизнес-центрах и кинотеатрах. В настоящее время прорабатывается вопрос о размещении видеороликов на региональных телеканалах. Кроме того, как и в предыдущих годах, в печатных и интернет-изданиях регулярно публиковались статьи о портале госуслуг Санкт-Петербурга.

В 2017 году большое внимание уделялось продвижению в сети Интернет, в частности размещению баннеров и объявлениям в системах контекстной рекламы.

Комитет разработал и обеспечил размещение в помещениях государственных образовательных организаций, государственных учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и сферы занятости населения Санкт-Петербурга информационных плакатов по вопросам предоставления государственных услуг в электронной форме, направил официальный запрос органы власти о создании тематического раздела, посвященного предоставлению государственных услуг, на официальных сайтах органов власти.

В соответствии с Методическими рекомендациями по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разработанными Минкомсвязью России, на официальных сайтах, информационных стендах в местах ожидания заявителей, официальных сайтах органов власти размещена информация из Репозитория Минкомсвязи России, посвященная государственным услугам, предоставляемым федеральными органами исполнительной власти в электронной форме, и ЕПГУ.

Дополнительно в рамках сотрудничества с МФЦ разрабатывается инфографика по первоочередным жизненным ситуациям, таким как рождение ребенка, приобретение жилья, смена места жительства, выход на пенсию и так далее, для размещения в МФЦ и органах власти. Всего планируется разработка и размещение графических материалов по 12 жизненным ситуациям. Материалы будут содержать информацию об основных услугах, которые можно получить в рамках определенной жизненной ситуации, а также о способах их получения (посредством Портала госуслуг Санкт-Петербурга, МФЦ).

В настоящее время комитетом прорабатываются новые идеи популяризации электронных государственных услуг, в том числе планируемые к реализации в 2018 году, для достижения целевого значения показателя.

Стоит отметить, что мероприятия по обеспечению перевода услуг в электронную форму не ограничиваются лишь работами технического и просветительского характера. В этом году комитет выступил с инициативой о рассмотрении возможности внесения изменений в Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг (далее – Правила), в части обеспечения использования простой электронной подписи для подписания запроса о предоставлении услуги во всех случаях, если иное не установлено федеральным законом, регламентирующим порядок предоставления услуги.

Сейчас согласно Правилам запрос может быть подписан простой электронной подписью только в случаях, если содержание услуги не предусматривает выдачу документов или если заявитель должен лично явиться в орган власти для удостоверения личности. Во всех других случаях заявитель должен использовать квалифицированную электронную подпись, что значительно снижает удобство получения услуг. В настоящее время соответствующий проект постановления правительства Российской Федерации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, после его утверждения можно надеяться на положительную динамику в достижении показателя.

Однако помимо требований к использованию электронной подписи существуют и другие законодательные ограничения. Так, например, при получении многих государственных услуг, и даже при получении услуги в электронной форме заявитель вынужден отдельно самостоятельно запрашивать справку о доходах, что увеличивает время получения услуги и снижает удобство. В связи с этим СанктПетербург считает необходимым повышение приоритета работ, направленных на обеспечение возможности получения соответствующих сведений в электронной форме с использованием каналов межведомственного взаимодействия.

На сегодняшний день развитие системы предоставления электронных услуг в Санкт-Петербурге, к сожалению, опережает возможности применения заявителями данных благ. Несмотря на закрепленную законодательством равнозначность электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью, и бумажных документов, которые заявитель получает при предоставлении услуги, государственные и коммерческие организации, к примеру, банки, все еще не принимают электронные документы. По мнению Санкт-Петербурга, крайне важно принимать меры по обеспечению поддержки прав граждан в части использования электронных документов, например, путем создания специализированного электронного ресурса, где заявители могли бы сообщить о случаях отказа в приеме электронных документов. Практика показывает, что такие методы весьма эффективны.

Примером подобного портала может послужить сайт “Наш Санкт-Петербург”, реализованный по инициативе губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, где граждане активно размещают свои жалобы, и власти достаточно оперативно на них реагируют, действительно решая проблемы, а не формально закрывая обращения.

Последняя проблема касается предоставления в электронной форме информационных услуг.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден перечень первоочередных услуг, предоставляемых органами власти в электронном виде. Данный перечень содержит ряд информационных услуг, предполагающих предоставление сведений, содержащихся в сети Интернет в открытом доступе (например, об образовательных программах). Соответственно, при получении гражданами такой информации в электронной форме не требуется авторизация и направление обращения. В связи с этим предлагается оставить в указанном распоряжении и учитывать при подсчете показателя только те информационные услуги, которые предполагают предоставление заявителям узко персонифицированных сведений либо сведений ограниченного доступа.

Согласно материалам к подкомиссии 20 декабря, по доле граждан в субъектах РФ, зарегистрированных в ЕСИА по состоянию на 14 декабря 2017 года, Санкт-Петербург занимает 63 место среди регионов с показателем 46,4%.