Цифровой контур здравоохранения Владимирской области: история взлётов и падений

Об авторе: Мария Дегтерева — директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

Со времени предыдущей публикации (2017 год) на D-Russia.ru прошло не много времени, но изменения в области произошли огромные.

Задача построения цифрового контура здравоохранения выявила проблемы не только и не столько в информационных системах и техническом оснащении здравоохранения региона, а вскрыла серьёзные проблемы в организации как на уровне медицинских учреждений, так и на уровне органов управления, контрольных органов, подняла на новый уровень задачи по нормативному обеспечению информатизации.

Первый этап автоматизации здравоохранения прошёл в 90-е годы. В большинстве медицинских организаций области в этот период использовались продукты одной компании – «Тестек». Поликлиника, стационар, лаборатория, флюорокартотека и даже бухгалтерия – все использовали программные продукты одного разработчика.

Нулевые годы предъявили свои требования к информатизации – данных стало больше, их анализ и обработка – сложнее. Пришла пора смены продукта. Пользователи достаточно плавно перешли на новый продукт — программный комплекс Medbase.

Приоритетный проект модернизации здравоохранения 2011–2013 гг стал дополнительным стимулом развития информатизации региона. Была обеспечена централизация хранения и обработки данных.

Единый порядок ценообразования при внедрении и сопровождении позволили области сэкономить средства в течение времени функционирования комплекса Medbase.

Но выявились и проблемы:

  • необходимость поддержания низкой стоимости продукта не позволяла привлечь большее количество разработчиков, что сказывалось на скорости развития Medbase;
  • с 2011 года начал меняться подход к информатизации здравоохранения – от учётных программ к продуктам, автоматизирующим непосредственно деятельность врача, это требовало усовершенствования Medbase.

Невозможность быстрого развития регионального информационного ресурса Medbase и потребность реализовать запись на приём к врачу в электронном виде обусловили использование в регионе других продуктов. Так, в 2013 году в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь, были реализованы функции ведения расписания и записи на приём к врачу на базе единого регионального сервиса (ПАО «Ростелеком»). В этот же период проводится пилотное внедрение сервиса «Электронная медицинская карта» (ЭМК).

Онлайн-запись на приём к врачу оказалась крайне востребована жителями региона.

Работа по организации услуги выявила серьёзные проблемы внутри учреждений: отсутствие взаимодействия между службами, искажение объёмных показателей работы амбулаторной службы, низкая доступность помощи.

Особо стоит отметить, что внедрение ЭМК выявило противоречия среди врачей. Ни специально созданной экспертной группе, ни на многочисленных совещаниях не удалось достичь единого подхода к процессу ведения электронной карты больного, создать единые отраслевые шаблоны для врачей. Среди пилотных учреждений требования к бизнес-процессу были настолько различны, что одно из пилотных учреждений выбрало систему, отличную от остальных.

Впервые медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) столкнулся с проблемой непринятия медицинским сообществом продукта, основанного на чётких правилах работы со статистическими документами учёта.

Следует отметить, что быстрое развитие информационных процессов уже в этот период выявило неготовность органов управления здравоохранением к работе в новых условиях. Информационные продукты рассматривались как дополнение, а не основа бизнес-процесса. Управление по-прежнему основывалось на «бумажных» данных.

В 2015-2016 гг стартовал приоритетный проект построения Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).

Была построена модель регионального сегмента ЕГИСЗ (РС ЕГИСЗ), которая состояла из двух частей, взаимосвязанных между собой: административной и медицинской.

В 2015 году за счёт средств обязательного медицинского страхования более 80% рабочих мест медицинских работников были оснащены вычислительной техникой.

Разворачивание и внедрение всех компонентов РС ЕГИСЗ за исключением Medbase взял на себя «Ростелеком» как победитель соответствующего аукциона.

Были решены следующие задачи:

  • доступ к ЭМК стационарного и амбулаторного больного с помощью веб-браузера без установки дополнительного специализированного программного обеспечения на рабочих местах в медицинских учреждениях;
  • возможность аккумулировать медицинскую информацию о случаях стационарного и амбулаторного лечения для сохранения в ЭМК с целью создания единой базы пациентов, с возможностью централизованной обработки и хранения информации;
  • поддержка защищённого протокола доступа SSL;
  • интеграция с подсистемой «Интегрированная электронная медицинская карта ЕГИСЗ»;
  • интеграция с сервисом «Электронная регистратура региона»;
  • интеграция с программным комплексом Medbase.

Именно наличие регионального продукта и интеграции с ним медицинских систем позволяло, при сохранении удобного для врача бизнес-процесса, упорядочить и стандартизировать получение статистических данных.

2017 год стал переломным для здравоохранения Владимирской области.

Конкурс на сопровождение одной из ключевых систем РС ЕГИСЗ – ЭМК – выиграло ООО «Технотрейд». Заказчиком услуг выступали медицинские организации региона. МИАЦ, как оператор РС ЕГИСЗ, выступал лишь координатором действий медицинских организаций и участником конкурсных процедур не был. Все условия, необходимые для сопровождения ЭМК, были описаны в техническом задании. Следует выделить критически важные:

  • система размещается на мощностях исполнителя;
  • доступ к системе осуществляется по ведомственной сети передачи данных (ВСПД);
  • решение задач по развитию продукта;
  • исполнитель обязан обеспечить соблюдение требований к хранению и обработке персональных данных.

В начале июля 2017 года «Технотрейд» объявил о том, что приступил к исполнению договорных обязательств. На тот момент система размещалась на ресурсах предыдущего исполнителя, «Ростелекома». Кода системы и прав на его изменение у ООО «Технотрейд» не было, доступ к ВСПД не был обеспечен, кроме того, исполнитель не смог подтвердить обеспечение требований к работе с персональными данными.

Налицо было неисполнение контракта, и медицинские организации начали процедуру расторжения договора.

Следует отметить, что «Ростелеком» в соответствии с гарантийными обязательствами не производил деинсталляцию системы на своих ресурсах и не отключал доступ от системы, но сопровождение не осуществлял.

В тот момент, когда необходима была сплочённая организованная работа медицинских организаций региона, не было предпринято никаких мер для консолидации действий. Регион оказался не готов оценить суть проблемы – почему ООО «Технотрейд» не может вносить изменения в код системы, почему систему нельзя скинуть на флэшку и передать со всеми данными, если нет каких-то документов, подтверждающих право исполнителя обрабатывать персональных данных. И время было упущено. Срок гарантийного обязательства истёк – «Ростелеком» отключил доступ пользователей к системе и запросил у региона ресурсы для переноса системы и данных.

У региона нет ресурсов, достаточных для развертывания систем такого уровня. Только передача данных в региональные хранилища шла неделю, речи же о том, чтобы развернуть на ресурсах региона систему, и быть не могло. ООО «Технотрейд» не предоставил сведений о наличии ресурсов для разворачивания.

Потеря взаимодействия между всеми ресурсами РС ЕГИСЗ и потеря одной из ключевых систем – ЭМК – привели к тому, что возможности других систем – «Региональной электронной регистратуры», «Лабораторной информационной системы» (ЛИС) – оказались ограничены. Так, например, в ЛИС уже не приходили направления на исследования, а врач не мог оперативно посмотреть результаты в ЭМК пациента. Медицинские организации, которые на этот период использовали ресурсы РС ЕГИСЗ наиболее эффективно, и где бумажный документооборот был сведён к минимуму, оказались в ещё более тяжелой ситуации – им пришлось перестраивать весь процесс оказания медицинской помощи на бумажный документооборот.

ООО «Технотрейд», со своей стороны, не имея возможности исполнить контракт, но и не желая признать свою ошибку, пытается найти виновника на стороне и выбирает в качестве такового МИАЦ и ПАО «Ростелеком», обвиняет их в сговоре и падает жалобу в УФАС.

Но МИАЦ, как уже было сказано, не участвовал в конкурсе и никак не мог влиять на исполнение обязательств ООО «Технотрейд».

Тем не менее УФАС начинает работу по делу о сговоре МИАЦ и ПАО «Ростелеком» и фактически с первых заседаний принимает сторону ООО «Технотрейд», что, в свою очередь, не позволяет ни МИАЦ, ни медицинским организациям начать подготовку документов для новых конкурсных процедур.

В результате в регионе прекратила функционирование ЭМК. Последствия таковы:

  • медицинский персонал, который в течение двух лет обучался работе по безбумажной технологии, переходит на бумажный документооборот;
  • прекращается взаимодействие между медицинскими организациями;
  • на региональном уровне утрачен контроль за деятельностью медицинских организаций в части реализации задач дорожной карты развития ЕГИСЗ.

Процесс в УФАС через девять месяцев завершился признанием сговора между МИАЦ и ПАО «Ростелеком» (см. дело № К-267-02/2017 и интересный вывод по данному делу на итоговой коллегии УФАС).

Затем был арбитражный суд, который ещё через шесть месяцев отменил решение УФАС, затем апелляционный суд, который оставил решение арбитражного суда в силе.

В итоге полтора года противостояния региона с федеральной структурой – и информатизация здравоохранения региона оказалась лежащей в руинах.

К декабрю 2017 года складывается ситуация, когда возобновить сопровождение ранее развёрнутой системы ЭМК уже невозможно.

На совещании руководителей медицинских организаций без участия МИАЦ департамент здравоохранения принимает решение с декабря 2017 года передать право выбора системы для ведения ЭМК непосредственно руководителям медицинских организаций, при этом не выдвигая никаких требований к информационным системам медицинских организаций.

Этот шаг привёл к полному разрушению единой медицинской IT-инфраструктуры региона. Всё, что было сделано до этого, снесла волна некомпетентности и непрофессионализма.

На начало 2018 года в области складывается следующая картина:

  • электронная регистратура региона не сопровождается, имеются единичные договоры с отдельными муниципальными организациями;
  • ЭМК развивается в четырёх учреждениях, которые не оказывают первичную медико-санитарную помощь, выбор системы с МИАЦ не согласовывается;
  • центральный архив медицинских изображений не сопровождается;
  • система телерадиологии из-за отсутствия сопровождения отключена;
  • ЛИС разделилась на сегменты, отсутствие сервиса ЭМК приводит к тому, что работа в системе прекращается;
  • данные, передаваемые на федеральные ресурсы из учрежденческих систем, не могут быть подтверждены данными счетов-реестров.

Находясь в условиях фактически полной разрухи, МИАЦ в 2018 году смог предпринять только одно – попытаться из сложившего хаоса сделать упорядоченную структуру и автоматизировать её. Для этого необходимо было:

  • определить требования к учрежденческим системам;
  • создать на региональном уровне некую систему, которая позволит при затрате минимальных ресурсов консолидировать данные, восстановить взаимодействие между системами и обеспечить передачу их на федеральные ресурсы.

Эти действия требовали серьёзных усилий.

Самостоятельная разработка, а тем более развитие регионального продукта в данных условиях стали невозможны. Было принято решение о прекращении сопровождения Medbase. Этот шаг был обоснован ещё и тем, что ведение ЭМК на учрежденческих МИС при наличии отдельного продукта для формирования счетов-реестров приводило к двойной обработке данных на уровне учреждения.

В марте 2018 года утверждаются на уровне департамента здравоохранения типовые требования к медицинским информационным системам (МИС) МО. Руководителей всех медицинских организаций обязывают до мая 2018 года обеспечить соответствие используемых учрежденческих систем типовым требованиям.

Параллельно ведутся работы по определению требований к региональной МИС, анализируется перечень МИС МО, выбранных учреждениями, проводится анализ функциональных возможностей имеющихся на рынке продуктов, сопоставляются расходы на их разворачивание и последующее использование и т.д.

В августе 2018 года медицинские организации получают возможность провести модернизацию своих МИС за счёт федерального бюджета. Перед учреждениями ставится задача достичь следующие цели:

  • МИС МО должна соответствовать типовым требованиям;
  • МИС МО должна обеспечить взаимодействие с региональным ресурсом;
  • МИС МО должна обеспечить формирование счетов реестров на основании ЭМК.

Чтобы координировать действия по данному направлению в течение октября – ноября специалисты МИАЦ выезжают в медицинские организации для методической поддержки.

К декабрю 2018 года модернизация МИС МО фактически завершена.

Хочу подчеркнуть, что ответственность за бездействие и непринятие решений со стороны органов управления всех уровней и формальные действия контролирующих органов могут наносить и наносят серьёзный ущерб информационной инфраструктуре, в данном случае регионального здравоохранения.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here