Трудности перевода субсидий

    65

    15 ноября 2012 года на сайте Минкомсвязи России появилось объявление о начале с 26 ноября 2012 года приёма заявок на получение регионами субсидий на развитие информационного общества. Событие важное и долгожданное, ведь на кону стоит ни много ни мало, а 670 млн. рублей в год.

    По замыслу госпрограммы «Информационное общество» ежегодно определяются текущие приоритеты, достижение которых софинансируется регионам в объёме до 50 млн. рублей. Перечень субъектов, которым будут предоставлены эти средства определяется на открытом конкурсе, главным критерием победы в котором является эффективность планирования и реализации мероприятий. Проще говоря, деньги должны получить те регионы, которые смогут доказать, что знают, как и на что нужно их потратить для получения реального результата, нужного их жителям.

    Правда, первоначальная идея обросла некоторыми нюансами.

    По процедуре нужны зарегистрированные официально приказы о проведении конкурсного отбора, о создании и утверждении комиссии для проведения конкурсного отбора, о форме соглашения, которое должны подписать субъекты. Без этих документов регионы идут на конкурс с условиями, которые они в глаза не видели. Проще говоря, регионам могут подсунуть кота в мешке в виде нереализуемых обязательств.

    Как уже отмечалось, субсидии предоставляются регионам на цели, связанные с развитием информационного общества в текущем году. Эти цели могут меняться год от года. Например, в апреле этого года Правкомиссия по внедрению ИТ установила, что первоочередными целями развития информационного общества является межведомственное электронное взаимодействие и перевод услуг в электронный вид.

    И это понятно: с 1 июля 2012 года Федеральный закон № 210-ФЗ запретил чиновникам в субъектах требовать у граждан документы и сведения, находящиеся в других органах власти, а в соответствии распоряжением Правительства № 1993-р перевод услуг в электронный вид должен быть закончен до 1 января 2013 года.

    Но в ноябре 2012 года постановлением Правительства срок окончания субсидируемых проектов перенесён на 1 июня 2013 года. И получается, что фактически средства будут предоставлены тем субъектам Российской Федерации, которые обязуются не выполнить в 2012 году требования федеральных законов и иных правовых актов, а выполнят эти обязательства уже в 2013 году.

    Соответственно регионам необходимо скорректировать и свои региональные программы информатизации, при этом подтвердив софинансирование проектов со своей стороны, а значит заново перекроив бюджет на 2013 год.

    Много вопросов вызывает возможность качественной оценки заявок в отведённые 5 дней. Например, как проверить показатель «доля исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся участниками межведомственного электронного взаимодействия и подключённых к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия».

    Значение этого показателя определяется самим регионом, поэтому в пылу борьбы показатель может быть в любой момент подкручен. Например, показатель сначала падает до нуля, а потом неожиданно взлетает до реального значения.

    В результате заявка региона получит максимальное значение, а фактически ничего сделано не будет. Сейчас официальных источников этой информации два: сайт Интерфакса (http://interfax.ru/spravkinet/default.asp) и сайт «Реестр сведений» (http://reestr.210fz.ru/msgmks_stat.html), при этом их данные различаются в разы.

    Ещё одним инструментом борьбы за получение субсидий может стать срок, в течение которого будет проводиться приём заявок от регионов. Сейчас этот срок составляет 3 дня! И если для регионов европейской части России, Поволжья и Сибири это ничем не грозит, то для отдалённых регионов, особенно таких как Камчатский край и Сахалинская область, это может стать серьёзным ограничивающим фактором.

    Согласно правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, распределение средств федерального бюджета между регионами, сформированное по результатам работы конкурсной комиссии, утверждается Правительством, при этом неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий подлежат возврату в доход федерального бюджета.

    С учетом того что после подачи заявки необходим их анализ, подведение итогов, выпуск распоряжения Правительства и подписание соглашения, то регионам дадут субсидии дня на три перед Новым годом. Вероятность же законного освоения в субъекте 50 миллионов без проведения конкурсов стремится к нулю и субсидии придётся вернуть обратно. Так что стоит ли игра таких свеч – решать придётся самим регионам.