Стратегия развития информационного общества–2030: основные сведения

71

Президент во вторник утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Документ объёмом в 50 тысяч символов отличается от проекта, опубликованного Совбезом в декабре прошлого года, заметным числом правок и уточнений.

Вновь принятая «Стратегия» и план её реализации (который должен быть разработан правительством) обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления. Посмотрим, что именно им придётся исполнять.

Зачем принята стратегия

«Стратегия развития информационного общества» — политический документ, определяющий цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения ИКТ».

Президент в своём указе, утверждающем «Стратегию развития информационного общества», говорит, что «Стратегия» нужна как условие формирования в стране «общества знаний». Определение последнего понятия таково: «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов РФ».

«Стратегия» в нынешней редакции посвящена главным образом технологиям, информационным и телекоммуникационным как важнейшему элементу национальной инфраструктуры. Построение общества знаний и создание в России цифровой экономики в документе неоднократно упоминаются — как цель развития информационного общества.

«Стратегия» в предыдущей редакции действовала с февраля 2008 года, она имела целью «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Национальные интересы России в информационном мире
  • развитие человеческого потенциала;
  • обеспечение безопасности граждан и государства;
  • повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
  • развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
  • формирование цифровой экономики.

Принципы развития информационного общества в РФ

«Стратегия развития информационного общества» декларирует право гражданина на доступ к информации и «свободу выбора средств получения знаний при работе с информацией».

Привычные гражданам (не цифровые) формы получения товаров и услуг сохраняются.

При «сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях» должна соблюдаться «законность и разумная достаточность».

Государство берёт на себя «защиту интересов российских граждан в информационной сфере».

Какими понятиями оперирует «Стратегия»

Документ определяет ряд методологически важных терминов, а именно:

безопасные ПО и сервисы — таковыми считаются ПО и сервисы, «сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации»;

«Индустриальный Интернет» — концепция использования Интернета как среды информационного взаимодействия элементов промышленного оборудования друг с другом или внешней средой, без участия человека;

«Интернет вещей» — то же, но применительно к «вещам (физическим предметам)»;

информационное общество — «общество, в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»;

информационное пространство (из определения можно сделать вывод, что это понятие – синоним термина «информационная инфраструктура);

инфраструктура электронного правительства;

критическая информационная инфраструктура РФ (далее — критическая информационная инфраструктура) — совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой;

Национальная электронная библиотека;

облачные вычисления;

обработка больших объёмов данных – «совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объёмах, которые невозможно обработать вручную за разумное время»;

общество знаний;

объекты критической информационной инфраструктуры (IT-системы государственных органов, оборонной промышленности, здравоохранения, транспорта, связи, кредитно-финансовой сферы, энергетики, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности);

сети связи нового поколения (системы индустриального Интернета и Интернета вещей);

технологически независимые программное обеспечение и сервис (имеется в виду независимость от иностранного поставщика);

туманные вычисления;

цифровая экономика – «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде»;

экосистема цифровой экономики.

Также – вне раздела, посвящённого дефинициям, – документ содержит определение понятия «информационное пространство знаний». Это – информационное пространство, основанное на знаниях.

Положение России в цифровом мире

В 2016 году в стране было 80 миллионов пользователей Интернета, говорится в документе. Это число вырастет на 5 миллионов, когда населённые пункты с населением от 250 до 500 человек (таких населённых пунктов 14 тысяч) подключат к Интернету.

В России на человека в среднем приходится два мобильных номера телефонов. Госуслуги в электронном виде получают более 34 миллионов граждан.

Благодаря Интернету в 2015 году в России реализовано товаров и услуг в объёме, равном 2,3% ВВП страны.

Сравнения России с другими странами по этим показателям в документе нет. Зато сказано, что информационные технологии, активно используемые в России, «основаны на зарубежных разработках», и что их «отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют», что «усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере».

«Стратегия» констатирует, что «международно-правовые механизмы», обеспечивающие суверенитет государств даже в их национальных сегментах Интернета, отсутствуют.

Отдельно сказано о наполнении информационных ресурсов: «Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России».

«…Приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний… не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 году», констатирует «Стратегия».

В чём «Стратегия» видит приоритеты России
  • формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
  • развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
  • формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
  • обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

О важности информации как таковой

Впервые в официальном документе, подписанном президентом, первостепенное внимание уделено самой информации, не средствам накопления и передачи данных, а наполнению Рунета, причём без абсолютизации роли Интернета как среды распространения знаний.

Цель формирования информационного пространства знаний, записано в «Стратегии», состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора». Отдельно говорится, в частности, об информационной безопасности детей, о «продвижении» русского языка в мире и о поддержке «традиционных», т.е. существовавших задолго до Интернета, «форм распространения знаний».

Посредством чего «Стратегия» предполагает создать в стране информационное пространство знаний
  • сохранение культуры и «общероссийской идентичности» народов РФ;
  • формирование «безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • совершенствование механизмов обмена знаниями;
  • формирование Национальной электронной библиотеки;
  • обеспечение условий для научно-технического творчества;
  • совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
  • развитие и использование образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения;
  • создание условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом;
  • разработка и реализация партнёрских программ вузов и «российских высокотехнологичных организаций»;
  • формирование правосознания граждан, их «пользовательской культуры» и ответственного отношения к использованию информационных технологий;
  • создание и развитие систем нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан;
  • совершенствование механизмов ограничения доступа к информации, запрещенной законом, и её удаления;
  • совершенствование механизмов законодательного регулирования деятельности СМИ, а также таких средств обеспечения доступа к информации, как интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты, мессенджеры);
  • меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
  • насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства;
  • поддержка традиционных средств распространения информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки).

IT-инфраструктура

«Стратегия» прежде всего обращает внимание на безопасность информационной и телекоммуникационной инфраструктуры страны, т.е. «недопущение подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией».

Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры предлагается, в частности, обеспечить централизованное управление ею, постепенно перевести на госорганы и ОМСУ на использование инфраструктуры электронного правительства (её также предусматривается использовать для предоставления гражданам иных, негосударственных сервисов).

Слово «импортозамещение» в документе не употребляется, но почти всё, что касается IT-инфраструктуры, связано именно с импортозамещением. Документ ставит задачу поэтапного перехода к отечественным средствам криптозащиты данных, оборудованию, программному обеспечению и элементной базе.

Из текста «Стратегии»
  • …создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
  • создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях.
  • обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;
  • создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков.
  • проводить на региональном и международном уровнях мероприятия, направленные на продвижение российских товаров и услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих отечественные информационные и коммуникационные технологии;

Предполагается также создание «централизованной системы мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ» и обеспечение возможности устойчивой, безопасной и независимой работы российского сегмента Интернета.

Отечественная IT-индустрия

«Стратегия» предусматривает достижение международной конкурентоспособности российских ИКТ. Цель – формирование новых рынков и лидерство на них.

Основные направления развития российских ИКТ
  • конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
  • обработка больших объемов данных;
  • искусственный интеллект;
  • доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
  • облачные и туманные вычисления;
  • Интернет вещей и индустриальный Интернет;
  • робототехника и биотехнологии;
  • радиотехника и электронная компонентная база;
  • информационная безопасность.

Экономика + социальная сфера

«Стратегия», в частности, предусматривает:

  • совершенствование механизмов электронной демократии;
  • использование ИКТ при проведении опросов и переписи населения;
  • создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Информационные технологии будут применяться и развиваться не в ущерб традиционным, до-интернетовским формам взаимодействия граждан друг с другом и государством.

Для бизнеса «Стратегия», в частности, предусматривает:

  • повышение доступности данных официального статистического учета и других достоверных сведений;
  • создание условий для повышения доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений;
  • упрощение представления бизнесом отчётности в органы власти, в т.ч. за счет специализированных информационных систем;
  • обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам, в том числе внедрение единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в электронной форме;
  • развитие трансграничного информационного взаимодействия, в том числе обеспечение трансграничного пространства доверия к электронной подписи.

Показатели достижения целей «Стратегии» и управление её реализацией

Правительство определяет систему показателей для оценки развития ИКТ и информационного общества, а также цифровой экономики, её влияния на темпы роста ВВП. Также оценивается «состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий».

В управлении реализацией «Стратегии» участвуют правительство, администрация президента, аппарат Совбеза, ФОИВы, власти регионов, государственные внебюджетные фонды, институты развития, а также госкомпании.