Сергей Калугин: «Разрыв между передовыми странами и Россией понемногу увеличивается»

На продолжающейся в пятницу в Сочи конференции «Взгляд в электронное будущее», которую проводит «Ростелеком», глава компании Сергей Калугин ответил на вопросы корреспондента D-Russia.ru об инфраструктуре электронного государства, которая находится в ведении оператора.

— Собирается ли «Ростелеком» зарабатывать на сервисах единой инфраструктуры электронного правительства?

— Да. С банками уже договорились, вполне возможно, будет движение дальше. Это очень правильное направление, поскольку в бюджете денег на содержание электронного правительства немного, а потребности населения в электронных госуслугах растут очень быстро, количество обращений и транзакций увеличивается на десятки процентов каждый год (что ведёт к дополнительным расходам «Ростелекома», так, в 2016 году только количество SMS-сообщений, отправляемых потребителям электронных госуслуг, превысило запланированное число на 10 миллионов – ред.). За счёт коммерциализации эти затраты можно частично покрыть.

— Сулит ли экономию расходов унификация проектов электронного правительства, борьба с «зоопарком» региональных разработок?

— Это тоже очень правильная история. Когда применяются индустриальные решения, стоимость их эксплуатации существенно снижается. За этим точно есть будущее.

— Можете оценить масштаб такой экономии?

— Думаю, это десятки процентов. Я имею в виду затраты на процессинг.

— Происходит ли импортозамещение технологий в инфраструктуре электронного правительства?

— Если говорить о программных продуктах, то российских разработок используем очень много. Фактически все платформенные решения – отечественные.

— В том числе облачная платформа «Ростелекома», О7?

— Да. Мы развиваем О7, и будем более активно использовать эту платформу для процессинга своих собственных продуктов. «Ростелеком», как я уже говорил здесь, на конференции, намерен предоставлять услуги как приложения. Если иметь в виду хостинг этих приложений в больших ЦОДах, то О7 очень хорошо сюда вписывается, она для этого и создавалась.

Программное обеспечение О7 – практически полностью отечественное.

— Что планируется сделать в развитие инфраструктуры электронного правительства?

— Мы с коллегами из Минкомсвязи работаем над тем, чтобы сделать услуги электронного правительства гораздо более удобными для пользователей. На форуме во Владимире уже показывали министру системы искусственного интеллекта – в частности, для распознавания лиц, распознавания голоса. Например, врачу не надо набирать диагноз или рецепт на клавиатуре, он может его продиктовать компьютеру. При этом даже сложные термины распознаются практически без ошибок. Очень правильно применять эту и другие подобные когнитивные технологии в сервисах электронного правительства, они станут гораздо проще в использовании, а процессинг станет дешевле.

— Как Россия выглядит в сравнении с другими странами по уровню развития инфраструктуры электронного правительства?

— Пока неплохо. Но мы отстаём.

— И разрыв…

— Понемногу увеличивается.

— На кого России следует равняться?

— На лидеров. Корею, например. Некоторые европейские страны.

— Они ведь маленькие, их опыт напрямую Россия едва ли может заимствовать.

— Вопрос не в размерах и возможности заимствовать чей-то опыт, а в том, что отрыв увеличивается. Раньше была возможность его сокращать, и он сокращался. К этому и следует стремиться.

Сергей Калугин на конференции "Взгляд в электронное будущее". Фото (с) Андрей Анненков
Сергей Калугин на конференции «Взгляд в электронное будущее». Фото (с) Андрей Анненков