Парламентские слушания: для создания Национальной электронной библиотеки достаточно существующей нормативной базы

487

Итогом парламентских слушаний на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика», которые состоялись в Госдуме 13 февраля по инициативе комитета по культуре, станут рекомендации участников слушаний правительству РФ, Минкультуры и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительству рекомендовано, в частности, дополнить цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации» целью формирования единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку (НЭБ) и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

На слушаниях обсуждались три блока вопросов, которые представила первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.

1. «Внедрение IT для становления цифровой экономики как преодоление неравенства в степени доступности культурных благ».

Внедрение новых технологических решений повышает доступность культурных благ и делает культурную среду более насыщенной, заметила Драпеко: не только столичные учреждения культуры и искусства участвуют в этом процессе, ценная информация приходит и из глубинки России, от региональных музеев. В том числе это способствует и развитию туризма: люди, познакомившиеся с виртуальными экспозициями, проявляют интерес к тому, чтобы посетить интересные места лично. Поэтому важно смыкать различные системы – например, портал «Культура.рф» и портал о туризме в РФ.

Драпеко особо выделила проект НЭБ, в создании которого РФ применила новый метод, не имеющий, по её словам, аналогов в мире: «Если в мировых аналогичных проектах ресурсы скапливаются где-то там на серверах в дата-центрах, то у нас распределённая система, в которой участвуют все включённые в нее участники на всей территории РФ». Все информационные системы, предусмотренные законодательством, составляют единую «госсистему информационного обеспечения культурной деятельности в РФ», сказала Драпеко, перечислив в том числе единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, государственный каталог музейного, государственный реестр уникальных документов архивного фонда, реестр книжных памятников, государственный регистр фильмов.

2. Использование цифровых технологий в сфере культуры.

Здесь речь идет о том, как музеи, театры, филармонии используют IT «как средство выражения», сказала Драпеко, как применяются, например, 3D-технологии в создании декораций в театре, как новые технологии используются в музыке. «Нас в этом пока беспокоит только одно: практически всё оборудование, которое используется учреждениями культуры для хранения нашего цифрового архива, нашего наследия и производства развлекательных программ – все импортного производства. У нас нет собственного железа – вообще. И это вызывает определённую обеспокоенность», — сказала Драпеко.

3. Популяризация культуры и ее достижений посредством цифровых технологий.

Первый заместитель министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов сообщил, что всю работу Минкультуры по цифровизации можно представить в виде трёх блоков: ведение реестров и оказание госуслуг; использование цифровых механизмов в сфере управления отраслью; популяризация культурного наследия и повышение доступности культурных благ, — рассказал о наполнении основных реестров и функционировании информсистем.

По информации Аристархова, к 2025 году планируется завершить внесение в Госкаталог музейных объектов всех объектов от всех музеев России (общее число объектов составляет порядка 62 миллиона предметов).

Аристархов также заявил, что министерство ставит перед собой цель в первую очередь оцифровать все книги, изданные на территории России.

«Мы хотим получить в электронном виде все книги и иные рукописные издания, которые когда-либо издавались на территории Руси, Российской империи, СССР и современной России на любом языке. Это будет оцифровка всех изданий на русском языке и на языках народов России, которые когда бы то ни было издавались в мире. То есть в перспективе это будет портал, где можно найти любое издание», – пояснил замминистра.

Помимо этого, министерство планирует создание единого российского электронного пространства знаний (ЕРЭПЗ) на базе НЭБ, куда будут включаться не только книги, но и сведения из архивов, музеев и т.д. По словам Аристархова, в едином российском электронном пространстве знаний будет только достоверная информация (в противовес существующим сейчас «электронным энциклопедиям», весьма неточным).

Источник: Минкультуры

О формировании ЕРЭПЗ рассказывал и заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки (оператора НЭБ) Михаил Родионов.

Слайд из презентации РГБ

В соответствии с существующими стратегическими документами, в России необходимо создать единое российское электронное пространство знаний. Указав, что НЭБ лежит в основе пространства знаний в качестве достоверного источника знаний (своеобразных «кирпичиков», из которых складывается цифровая экономика, пояснил заместитель директора РГБ), он отметил следующие проблемы Национальной электронной библиотеки.

Слайд из презентации РГБ

1. Малая востребованность фондов НЭБ. Связана с тем, что правообладатели, они же поставщики наиболее актуального и доверенного контента, опасаются, что их интересы не будут учтены при включении этих изданий в НЭБ. И даже при условии чтения только в помещениях библиотек возможны «коммерческие потери», то есть снижение продаж. По этой же причине в настоящее время ни в РГБ, ни в НЭБ не поступают в должном объёме обязательные электронные экземпляры изданий. В результате не формируется пока доступ ко всему объему актуальных знаний в НЭБ.

2. Не определена методика формирования фондов НЭБ – как комплектование актуальными изданиями, так и тем, что уже находится в фондах библиотек. Координация деятельности пока сводится к оценке дублирования уже существующих электронных фондов, когда библиотеки присылают РГБ заявки на оцифровку.

3. Издания отбирают не эксперты в отраслях наук, а библиотечные работники, которые не обладают достаточными компетенциями.

4. Не предусмотрен анализ доступности для пользователей уже существующих электронных фондов – разбиение их на единицы знаний и возможность их смыслового (семантического) связывания.

Родионов также заявил, что в рамках существующего законодательства вполне возможно работать дальше по созданию НЭБ и электронного пространства знаний, законодательная база для этого есть, «всё можно решить на уровне подзаконных актов».

Он рассказал также о выработанных рекомендациях, которые должны помочь решить описанные им проблемы.

Слайд из презентации РГБ

Рекомендации РГБ таковы.

1. Разделить понятия доступа и хранения объектов НЭБ. То есть доступ к объектам авторского права должен предоставляться только с согласия правообладателя – с соответствующим закреплением договорами в соответствии с существующим законодательством. Это позволит в том числе обеспечить пополнение НЭБ не 10% (в настоящее время в соответствии в президентским указом №597 от мая 2012 оцифровке подлежат 10% издаваемых в России книг – ред.), а полностью обязательным электронным экземпляром всякого издания (при условии отбора его экспертами).

2. Модели работы с правообладателями обязательно должны включать организацию платного доступа; должны существовать прозрачные механизмы распределения денег, взимаемых за использование тех изданий. Нужно предусмотреть технические средства защиты авторских прав (это требование правообладателей). Выплаты правообладателям должны производиться по результатам использования (не следует платить за невостребованные издания).

3. Как один из механизмов правовой защиты правообладателей следует создать публичный реестр договоров и условий присоединения правообладателей к НЭБ. Это можно вменить в обязанность оператору НЭБ.

4. Необходимо сформировать экспертные советы для отбора объектов включения в НЭБ (пока этого сделано не было). Предлагается определить механизмы работы таких советов, которые предусматривают прежде всего мотивацию участвующих в них специалистов. Отбор этими экспертными советами должен проходить в двух направлениях: а) отбор актуальных изданий; б) оценка того фонда, который уже имеется, включая издания, не охраняемые авторским правом, но представляющие научную, историческую, культурную ценность.

5. Необходимо утвердить показатели, отражающие социально-экономическую эффективность деятельности НЭБ, т.е. качественные показатели использования фондов НЭБ в науке и в образовании.

6. Для работы по созданию пространства знаний необходимо на базе оператора создать «группу по семантическому связыванию всех объектов».

7. Так как характер работы по созданию единого электронного пространства знаний явно межведомственный, рекомендуется использовать методы государственного проектного управления, для чего есть смысл создать на базе оператора НЭБ проектный офис электронного пространства знаний и НЭБ.

В ходе слушаний были заданы вопросы о способах решения проблем доступа читателей к произведениям, защищенным авторским правом. Родионов указал, что есть только один механизм – договариваться всем заинтересованным участникам на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

По итогам проведенных парламентских слушаний будут подготовлены рекомендации для органов власти и организаций.