Муниципальная информатизация вчера и сегодня: Иркутск

173

За прошедшие более чем 20 лет существования секции информатизации органов местного самоуправления Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) накоплен огромный опыт развития муниципальной информатизации. (См. публикации Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания, Итоги работы секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» в 1994-2014 гг.).

Пришло время поделиться наиболее яркими примерами, которые были опорой для начинающих в сфере муниципальной информатизации и до настоящего времени воспринимаются как передовой опыт в сфере внедрения информационных технологий в муниципалитетах не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей России. И первым в этом ряду, безусловно, стоит город Иркутск.

В сентябре 1996 года, на Совете АСДГ секцией информатизации органов местного самоуправления было представленного сообщение об основных направлениях создания информационных систем муниципалитетов. После чего руководство города Иркутска приняло решение о необходимости широкомасштабного применения информационных технологий в целях повышения эффективности и управляемости  городского хозяйства.

26 ноября 1996 года во Всемирный день информации мэром города Иркутска было подписано распоряжение о создании управления информатизации, которое возглавил Андрей Юрьевич Губов — председатель секции информатизации органов местного самоуправления АСДГ. Вновь созданное управление стало распорядителем всех городских средств, предназначавшихся на информатизацию, которые были консолидированы в отдельную строку бюджета.

На тот момент уровень информатизации администрации г. Иркутска мало чем отличался от большинства городов России:

  • ни в одном из зданий и подразделений городской администрации не было даже локальных вычислительных сетей (ЛВС);
  • на разрозненных ПЭВМ рабочих мест сотрудников эксплуатировались в основном доморощенные информационные системы и АРМ;
  • корпоративной электронной почты не было, что при тогдашнем отсутствии в стране Интернета, вынуждало осуществлять обмен информацией даже между ПЭВМ сотрудников в одном кабинете с помощью дискет.

В таких условиях в Иркутске были начаты и на протяжении почти 15 лет последовательно реализовывались мероприятия по созданию интегрированной городской информационной системы (Электронного муниципалитета), внедрению современных информационных технологий в повседневную практику работы по всем направлениям деятельности органов городского самоуправления. Системный подход, обеспечивающий одновременное сбалансированное согласованное развитие всех составляющих «Электронного муниципалитета»: технического и  программного, информационного и организационного обеспечения, сочетался при этом с обязательным достижением вполне конкретных значимых целей на каждом из этапов работы, с максимальным использованием передового опыта муниципалитетов России, опираясь на сотрудничество с АСДГ.

Не удивительно, что уже с 1998 года г. Иркутск становится более чем на десятилетие площадкой, на которой под эгидой АСДГ, затем с 2002 года и Конгресса муниципальных образований Российской Федерации (КоМО РФ), муниципалитеты России могли продемонстрировать свои достижения и приобрести бесценный опыт информатизации органов местного самоуправления и в первую очередь на примере Иркутска. А для сотрудников администрации г. Иркутска появилась уникальная возможность, не выезжая в командировки по стране знакомиться из первых рук с самыми передовыми достижениями. Ежегодно в Иркутске проводились семинары, совещания и расширенные заседания секции информатизации органов местного самоуправления АСДГ. Администрация города выступала с 1999 по 2008 годы организатором и участником специализированной выставки и «Недели информационных технологий в Иркутске». С 2004 года к проведению указанных мероприятий подключилась и Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС), а с 2007 по 2010 год в Иркутске проводились мероприятия Совета главных конструкторов региональной информатизации при Минкомсвязи РФ.

Очевидно, такой интерес к развитию информационных технологий органов местного самоуправления г. Иркутска возник не случайно. Вот укрупненная ретроспектива этой успешной работы.

1997 год

1. В начале года были разработаны и утверждены базовые нормативно-распорядительные документы, призванные обеспечить организацию работ при создании и эксплуатации муниципальных информационных систем и ресурсов.
Все эти документы востребованы до настоящего времени, некоторые  из них к 2010 году вошли в состав обязательных при организации работ по информатизации муниципалитетами  страны.

2. К концу первого полугодия, на основе анализа предложений структурных подразделений администрации города, была разработана среднесрочная целевая муниципальная программа  «Информатизация органов городского самоуправления г. Иркутска», которая ежегодно корректировалась и дополнялась в период до 2012 года. Именно наличие такой программы, подкрепленной соответствующей строкой городского бюджета, позволило Иркутску, одному из не многих в то время в России, организовать планомерную работу, определить поэтапно приоритетные цели и задачи и финансирование, необходимое для их достижения.

3. В рамках программы информатизации до конца года в центральном здании администрации г. Иркутска была смонтирована и введена в эксплуатацию ЛВС на более чем 220 рабочих мест. Одновременно с монтажом, которой вводилась в эксплуатацию автоматизированная информационная система (АИС) электронного делопроизводства и документооборота и информационная система «Управление работой  с персоналом». Кроме того, в сетевом режиме начала функционировать система управления финансами города.

1998 год

1. Смонтированы и введены в эксплуатацию ЛВС в трех основных зданиях администрации г. Иркутска.

2. Введена в эксплуатацию система корпоративной электронной почты, на базе предоставленной АСДГ платформы «1С».

3. Разработана и введена в эксплуатацию АИС «Начисление и учет жилищно-коммунальных платежей в г. Иркутске» (ЖИКОП), обеспечивающая информационное взаимодействие жилищных предприятий, банков и организаций поставщиков услуг. Особенностями системы стали для населения возможность оплаты услуг в любой точке города, а для администрации  города анализ и контроль состояния поступления платежей и взаиморасчетов между организациями поставщиками.

4. В рамках Федеральной программы поддержки местного самоуправления в части информатизации г. Иркутск получил и ввел в эксплуатацию программно-технический комплекс «Стенд городского информационного центра».

1999 год

1. Продолжались работы по монтажу и вводу в эксплуатацию ЛВС в зданиях администрации г. Иркутска.

2. Администрация города подключена к Интернету.

3. Введена в эксплуатацию АИС «Информационно-справочная система администрации г. Иркутска» на базе интранет-технологии.

4. Начаты работы по проектированию основных АИС Электронного муниципалитета: «Население», «Недвижимость», «Финансы».

5. Разработан проект создания корпоративной информационно-вычислительной сети (КИВС) администрации г. Иркутска. Получены технические условия  на прокладку оптоволоконных линий связи администрации города в связной канализации «Ростелекома», с учетом достигнутых договоренностей по налогообложению земельных участков под этими объектами.

2000 год

1. Введена в эксплуатацию первая очередь КИВС администрации г. Иркутска, включающая 9 зданий и более 10 км собственных оптоволоконных линий связи.

2. Администрация города подключена к Интернету по выделенной линии связи с обеспечением требований информационной безопасности.

3. Введена в эксплуатацию АИС «Информационная система  управления финансами (ИСУФ)» реализующая казначейское исполнение городского бюджета.

4. Введена в эксплуатацию АИС «Начисления и учета жилищных компенсаций (субсидий) (АИС ЖКС)», обеспечивающая начисление субсидий на основе информации в электронном виде из баз данных по жилищному фонду, регистра населения и сведений пенсионного фонда, что значительно упростило для населения порядок получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Иркутске. Что явилось одним из первых прецедентов предоставления муниципальных услуг на уровне, устанавливаемом ФЗ «Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» от 2009 года, так не реализованном в полной мере и до настоящего времени.

2001 год

1. Введена в эксплуатацию вторая очередь КИВС администрации г. Иркутска, включающая около 20 зданий и более 20 км собственных оптоволоконных линий связи.

2. Введены в эксплуатацию АИС:

  • «Городской регистр населения».
  • «Система социальной защиты населения (СЗН)».
  • «Кадастра недвижимости  (НЕДВИЖИМОСТЬ)».

3. Разработано технико-экономическое обоснование корпоративной системы телефонной связи администрации г. Иркутска (КТФС).

2002 год

1. Введена в эксплуатацию защищенная (в соответствии с СТР К) ЛВС, для обработки геоинформационных данных,  в специальном помещении управления архитектуры г. Иркутска.

2. Введены в эксплуатацию АИС:

  • Для комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска  (АИС КУМИ).
  • «Обработки  информации по учету обращения отходов на территории города Иркутска (АСОИ ОТХОДЫ)».

3. Разработан проект КТФС администрации г. Иркутска.

4. По инициативе АСДГ создана комиссия по информатизации конгресса муниципальных образований РФ, которую возглавил Губов А.Ю., что подтвердило признание достижений г. Иркутска на всероссийском уровне.

2003 год

1. Введены в эксплуатацию АИС:

  • «Учета земельных участков на территории города Иркутска (АИС Земля)».
  • «Учета и контроля использования лекарственных средств (АИС ЛС)».
  • Первая очередь АИС «Муниципальная геоинформационная система г. Иркутска (МГИС)».

2004-2007 годы

1. Продолжалось развитие КИВС, в состав которой вошли 23 здания и около 30 км собственных оптоволоконных линий связи.

2. Введены в эксплуатацию АИС:

  • «Поддержки управления административным округом (АИС АО)».
  • «Контроль и учет предоставления процентных ставок по кредитам и займам, полученных гражданами для строительства жилья».
  • «Адресная социальная поддержка (помощь)».
  • «Управлению многоквартирными домами».

3. Введена в эксплуатацию первая очередь WEB-портала органов местного самоуправления г. Иркутска.

4. Приобретен программно-технический комплекс КТФС.

5. Осуществлялось развитие АИС общегородского назначения на основе применения ГИС технологий. Введена в эксплуатацию вторая очередь МГИС г. Иркутска.

2008 год

Управление информатизации администрации г. Иркутска преобразовано в департамент информатизации, который вновь возглавил А.Ю. Губов, трудившийся с 2003 по 2008 годы в администрации Иркутской области.

1. Введена в эксплуатацию первая очередь КТФС в составе около 500 абонентов.

2. В администрации города введен в эксплуатацию корпоративный удостоверяющий центр электронной подписи (УЦ ЭП).

3. Проведена модернизация и введена в эксплуатацию АИС «Реестр избирателей (Население)», удовлетворяющая всем требованиям закона о персональных данных.

2009 год

1. Введена в эксплуатацию вторая очередь КТФС в составе около 1500 абонентов.

2. Начаты работы по модернизации АИС ИСУФ, для обеспечения  электронного представлению отчетности при казначейском исполнении бюджета с применением ЭП.

3. Проведена подготовка нормативно-распорядительной базы безбумажного электронного документооборота с применением ЭЦП.

4. Разработан проект модернизации КИВС.

5. По инициативе АСДГ создана секция Совета главных конструкторов региональной информатизации при Минкомсвязи РФ по информатизации местного самоуправления, которую возглавил А.Ю. Губов.

2010 год

1. Разработка концепция муниципального центра обработки данных (ЦОД).

2. Проведена модернизация УЦ ЭП с увеличением возможности обслуживания необходимого для органов местного самоуправления г. Иркутска ключей электронной цифровой подписи.

3. Введена в эксплуатацию система финансового документооборота между администрацией города Иркутска, муниципальными бюджетными учреждениями города Иркутска, муниципальными казенными учреждениями города Иркутска с применением средств электронной подписи при казначейской системе исполнения бюджета города, на базе АИС ИСУФ.

4. Начата опытная эксплуатация безбумажного электронного документооборота с применением ЭЦП.

5. Проведена модернизация залов заседаний администрации и Городской думы г. Иркутска с применением мультимедийных систем и внедрением технологии электронного голосования.

6. Разработано техническое задание на создание второй очереди интернет-портала органов местного самоуправления города Иркутска.

И это лишь наиболее значимые достижения. В общей сложности  в эксплуатации в подразделениях администрации г. Иркутска находились до 120 АИС, в том числе свыше 50 из них общегородского назначения. Реестр муниципальных информационных ресурсов насчитывал более 140 баз и банков данных, охватывающих практически все направления деятельности органах местного самоуправления.

Над созданием программно-технических решений для «Электронного муниципалитета» г. Иркутска в разное время трудились свыше 20 научных и специализированных организаций более чем из 10 городов России.

Это Иркутские «Институт динамики систем и теории управления» ИНЦ СО РАН, Технический и государственный университеты, филиал ЦНПО «Каскад» и «ФОРУС»; Ангарский «Атоминформ-А»; ГНПП «Гранит Центр» и ЗАО «ОВИОНТ» из Москвы; «Гипросвязь» Новосибирск; «Криста» Рыбинск и многие другие.

Коллег из многих городов России от Новгорода Великого до Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска, от Краснодара до Ханты-Мансийска и Магадана в этот период привлекали не только передовой опыт и практическое применение самых передовых информационных технологий в Иркутске, но и оригинальные высокопрофессиональные организационно-технические решения администрации города, которые эффективно обеспечивали полное соответствие этих решений действующему законодательству и реализующие все требования информационной безопасности.

Достаточно только перечислить лишь некоторые нормативно-распорядительные документы, разработанные и применяемые в  процессе создания «Электронного муниципалитета» в Иркутске:

  • основные направления создания информационной системы г. Иркутска;
  • положение об управлении информатизации;
  • положение о муниципальных базах и банках данных, определяющее не только порядок их формирования и учета, но и основные требования информационной безопасности;
  • порядок организации работ при создании и эксплуатации муниципальных информационных систем и ресурсов;
  • регламенты по эксплуатации АИС, а также КИВС и КТФС администрации г. Иркутска, четко определяющие и разграничивающие права, и ответственность всех участников, а также требования по обеспечению информационной безопасности в процессе их функционирования.

Перечисленные выше и целый ряд других распорядительных документов актуальны до настоящего времени и в той или иной мере используются как модельные при организации работ по информатизации муниципалитетами страны.

Вслед за Иркутском по пути создания и развития «Электронного муниципалитета» на базе централизованного специализированного подразделения администрации города пошли и уверенно развиваются такие города как: Комсомольск на Амуре, Новосибирск, Омск, Улан-Удэ, Хабаровск и многие другие.

Однако примерно с начала 2010 годов широкомасштабное самостоятельное применение современных информационных технологий в практике муниципального управления перестало относиться к приоритетным направлениям органов местного самоуправления Российской Федерации. В большинстве муниципальных образований управление процессами информатизации передали на «откуп» решениям субъектов Российской Федерации. В том числе и в городе Иркутске. Это соответственно проявилось как в снижении темпов и качества развития системы «Электронного муниципалитета» Иркутска, так и в организации указанных работ — финансирование работ по информатизации постепенно свелось в основном к закупке оборудования и расходных материалов, да к минимально необходимому сопровождению АИС, с 2015 года в администрации города Иркутска перестало существовать специализированное подразделение информатизации (департамент информатизации был включен в состав департамента по хозяйственному обеспечению в виде отдельных подразделений).

К сожалению, развитие событий привело к самоизоляции Иркутска в сфере информатизации — с 2011 года в Иркутске больше не проходят мероприятия по обмену опытом муниципальной информатизации, специалисты администрации города практически устранились от участия в мероприятиях, посвященных муниципальной информатизации.

За это время место Иркутска, как города передовых достижений в создании «Электронного муниципалитета», прочно заняли другие города Сибири и Дальнего востока, выросшие на иркутском опыте: Красноярск, Новосибирск, Омск, Комсомольск на Амуре, Улан-Удэ, Хабаровск и др.

Поздравляя Иркутян с 20-летием информатизации органов городского самоуправления, желаю новых ярких успехов и достижений в создании и развитии «Электронного муниципалитета». Богатый научно-технический потенциал г. Иркутска позволяет уверенно смотреть в будущее, а применение на практике передовых достижений в информатизации местного самоуправления и богатого опыта организации работы в данной сфере, накопленных в АСДГ и не только, могут служить для этого надежным фундаментом.

Об авторе: Андрей Юрьевич Губов, действительный государственный советник Иркутской области I класса, Председатель Совета директоров  «Фонда развития информационных технологий муниципалитетов»  Конгресса муниципальных образований Российской Федерации,  почетный член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления». За время работы на крупнейших промышленных предприятиях, в органах местного самоуправления и органах государственной власти Иркутской области непосредственно руководил внедрением и организацией эксплуатации свыше 50 программно-технических комплексов и автоматизированных информационных систем в сферах управления органами власти, предприятиями и технологическими процессами, а также по всем основным направлениям деятельности органов местного самоуправления.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Андрей Юрьевич, спасибо за статью, все в целом поддерживаю и пытаюсь изменить ситуацию. Однако хотелось бы заметить, что на сайте секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» отсутствует план работ на 2016 год, что на водит на мысль отсутствия активности работы в данном направлении со стороны АСДГ, а ведь это координирующий орган. Кстати при правительстве Иркутской области создан координационный совет, насколько мне известно есть сдвиги в данном направлении. Так что будем наедятся, что появится дискуссионная площадка в регионе.

Comments are closed.