Минкомсвязь определит перспективы развития электронного правительства и разработает системный проект

Минкомсвязь России объявила конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по исследованию перспектив развития электронного правительства Российской Федерации и разработке системного проекта электронного правительства РФ.

В соответствии с условиями конкурса, исполнителю до 15 декабря предстоит провести исследование текущего состояния и перспектив развития электронного правительства Российской Федерации и разработать «полномасштабный Системный проект электронного правительства Российской Федерации с горизонтом планирования до 2020-2025 гг., охватывающий все аспекты использования ИКТ в системе государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 845 576 рублей.

Как сказано в обосновании необходимости проведения работ, «уровень развития ИКТ и их использования в системе государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации существенно изменился за прошедшие пять лет (с момента утверждения предыдущей версии системного проекта – ред.). Электронное правительство, включая его последующие формы и расширения («цифровое правительство», «большое правительство», «открытое правительство», «разумное правительство» и др.) за последние 5-7 лет и в мире, и в Российской Федерации приобрело качественно больший масштаб и вышло на новый уровень требований к функциям и к динамике изменений. Для успешного развития и использования ИКТ в системе государственного управления Российской Федерации необходимо соединение принципиально новых идей в организации электронного правительства с существующими принципами, методами и инструментами реализации отдельных ИКТ-систем в составе электронного правительства».

Работы, предусмотренные конкурсом, направлены на определение целей развития электронного правительства Российской Федерации до 2020 года, формирование принципов организации электронного правительства РФ, применение подходов, направленных на повышение уровня эффективности, прозрачности, открытости, подотчетности и безопасности функционирования электронного правительства Российской Федерации, на повышение способности к развитию и гибкому реагированию на возникающие изменения социальных, экономических, технологических и иных условий, повышение эффективности деятельности по развитию электронного правительства РФ в стратегической перспективе, обеспечение ее объективности, снижение зависимости от производителей отдельных ИКТ-решений.

В рамках НИР должны быть решены следующие задачи:

  • дана оценка текущего уровня развития электронного правительства Российской Федерации в сравнении с электронными правительствами зарубежных стран;
  • проведены исследования и определены перспективы развития электронного правительства Российской Федерации;
  • разработана агрегированная целевая модель электронного правительства Российской Федерации и укрупненный план действий по ее достижению к 2020 году;
  • разработан Системный проект электронного правительства Российской Федерации.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин еще в марте 2013 года поручил правительству доработать системный проект электронного правительства, проведя его общественное обсуждение и согласование с заинтересованными ведомствами и экспертами.

В ходе исследования текущего уровня развития электронного правительства Российской Федерации (первый этап) должен быть проведен анализ:

  • действующих целей Российской Федерации в области развития электронного правительства;
  • существующих ключевых показателей эффективности, определяющих качество функционирования и успешность развития электронного правительства РФ;
  • существующих негативных факторов и проблемных зон, препятствующих эффективному развитию электронного правительства Российской Федерации;
  • действующей нормативной правовой базы, регулирующей создание и использование электронного правительства Российской Федерации;
  • степени реализации положений Системного проекта формирования инфраструктуры электронного правительства;
  • использования отечественных и зарубежных ИКТ в существующей программно-технической платформе электронного правительства;
  • мирового опыта по построению электронного правительства различных стран на примере Республики Сингапур, Республики Корея, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Австралийского союза и тенденций развития электронных правительств;
  • предпосылок трансформации электронного правительства РФ.

Исследование перспектив развития электронного правительства Российской Федерации должно включать в себя такие работы, как:

  • выработка прогноза основных характеристик электронного правительства РФ в 2025 году с учетом глобальных тенденций развития и использования ИКТ;
  • выработка концептуального видения электронного правительства Российской Федерации в 2020 году с учетом глобальных тенденций развития и использования ИКТ;
  • определение целей и задач электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • выработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей развитие и использование электронного правительства РФ до 2020 года;
  • разработка подходов к проектированию и реализации электронных государственных и муниципальных услуг до 2020 года.

Должны быть также проведены исследования:

  • направлений расширения сферы применения электронного правительства в системе государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации до 2020 года;
  • перспектив использования электронного правительства РФ до 2020 года в формировании единой комплексной информационной среды основных заинтересованных сторон;
  • перспективных форматов предоставления пользователям результатов оказания электронных государственных и муниципальных услуг до 2020 года;
  • перспектив развития новых и существующих каналов предоставления государственных и муниципальных услуг до 2020 года;
  • подходов к организации доступа всех категорий получателей всего объема услуг электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • методов управления идентификацией пользователей в электронном правительстве РФ до 2020 года;
  • механизмов обратной связи с пользователями электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • процессов использования государственных данных и базовых государственных информационных ресурсов в электронном правительстве Российской Федерации до 2020 года;
  • подходов к развитию и использованию нормативно-справочной информации (НСИ) для электронного правительства РФ до 2020 года;
  • перспектив предоставления государственных и негосударственных электронных услуг с использованием инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • перспектив совместного использования государственными органами и организациями сервисов инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • перспектив развития электронного межведомственного взаимодействия для электронного правительства РФ до 2020 года;
  • перспектив электронного межгосударственного взаимодействия для электронного правительства РФ до 2020 года;
  • рисков информационной безопасности электронного правительства и выработка принципов и подходов управления информационной безопасностью для электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • высокоуровневой целевой архитектуры вычислительной инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • высокоуровневой целевой архитектуры инфраструктуры передачи данных электронного правительства РФ до 2020 года;
  • подходов к импортозамещению технологий и программно-технических средств при реализации мероприятий по развитию электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • принципов и подходов к управлению развитием и использованием электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
  • подходов к управлению уровнем качества сервисов электронного правительства РФ до 2020 года;
  • инструментов мониторинга и контроля эффективности электронного правительства РФ до 2020 года;
  • принципов и инструментов обеспечения эффективности бюджетных расходов по развитию и использованию электронного правительства Российской Федерации до 2020 года.

В системном проекте (второй этап) должен быть проведен анализ мирового опыта по построению электронного правительства различных стран на примере Республики Сингапур, Республики Корея, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Австралийского союза. Исследование проводится с целью сравнительного анализа уровня развития электронных правительств данных стран и Российской Федерации, определения лучших практик и передовых решений для возможного использования в Российской Федерации.

Работа также должна включать исследование рисков информационной безопасности электронного правительства и выработка принципов и подходов управления ИБ для ЭП, исследование подходов к импортозамещению технологий и программно-технических средств при реализации мероприятий по развитию ЭП Российской Федерации до 2020 года, исследование принципов и инструментов обеспечения эффективности бюджетных расходов по развитию и использованию электронного правительства Российской Федерации до 2020 года и др.

В техзадании приведен перечень разделов Системного проекта:

  • Состояние электронного правительства Российской Федерации на данном этапе развития
  • Основные положения, принципы и цели электронного правительства Российской Федерации
  • Обоснование выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации до 2020 года
  • Показатели результативности и эффективности выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации
  • Основные характеристики архитектуры деятельности электронного правительства Российской Федерации
  • Основные характеристики системной архитектуры электронного правительства Российской Федерации
  • Базовые принципы технической архитектуры электронного правительства Российской Федерации
  • Условия и средства управления непрерывным развитием архитектуры электронного правительства Российской Федерации
  • Ориентировочный план и условия реализации выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации
  • Основные положения управления реализацией выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации
  • Приложение 1. Краткий глоссарий электронного правительства Российской Федерации
  • Приложение 2. Перечень нормативно-правовых документов, предлагаемых к разработке или обновлению редакции
  • Приложение 3. Примерный перечень проектов программы развития электронного правительства до 2020 года
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: