Консорциумы потребитель+производитель как надежда на успешное импортозамещение в IT

Консорциумы потребитель+производитель как надежда на успешное импортозамещение в IT

Чтобы добиться технологической независимости, развить собственные программные продукты, необходимо эффективное сотрудничество между теми, кто производит отечественное ПО и оборудование, и теми, кто его потребляет. Эффективным способом достижения этой цели являются специальные консорциумы, объединяющие производителей и потребителей IT.

В отрыве от потребителя разработать качественный продукт очень трудно, как и маловероятно создать в отдельно взятой компании глобально конкурентоспособный продукт силами собственного IT-отдела. Целью импортозамещения должна быть не просто замена импортного софта на российский, а достижение информационной безопасности и технологической независимости. У «Руссофт» есть опыт создания консорциумов, объединяющих производителей и потребителей с единой целью создать IT-продукты, которые были бы конкурентоспособны на глобальном рынке. В частности, уже созданы IT-консорциумы, такие, как «Союз» и «БЕТА».

Поскольку антироссийские санкции впервые были применены против нескольких российских банков и предприятий нефтегазового сектора, первые два консорциума возникли практически одновременно для импортозамещения IT именно в этих двух секторах («Союз» для нефтегазового сектора и «БЕТА» — для банков).

Опыт этих двух консорциумов очень быстро доказал их эффективность. «БЕТА» удалось собрать вместе 17 производителей базового ПО (ОС, СУБД, СХД, средств программирования, миграции, виртуализации и т.п.), которые в рекордно короткий срок, за полгода, сумели объединить в один пакет базового ПО набор продуктов разных производителей, а также отработать средства миграции и тестирования; они смогли также доработать ПО до требований совместимости в объединенном пакете базового ПО. Все работы были проведены без привлечения средств государства и успешно доведены до уровня практического внедрения в двух финансовых структурах («Сбербанк Страхование» и Банк «Металлоинвест»).

Консорциум «Союз» расширил опыт взаимодействия IT-компаний опытом их сотрудничества с заказчиком, оказавшимся ответственным партнером, который был готов провести у себя тестирование созданных IT-систем. Таким заказчиком стало ОАО «Газпром», которое сначала подписало протокол с членами консорциума с формулировками поставленной задачи, а потом и провело тестирование IT-системы, разработанной и произведенной для решения этой задачи. Работа консорциума «Союз» позволила реализовать проекты по созданию отечественного программного обеспечения для импортозамещения ПО компаний Schlumberger, Emmerson Electric и Roksar.

При этом не произошло снижения качества ПО, наоборот. Представитель «Союза» Валентин Цой утверждает, что ряд зарубежного ПО, давно апробированного и захватившего рынок нефтегазового сектора России на 90+%, фактически не функционирует согласно заявленным характеристикам. «То есть думать, что все российское – это «запорожец», а там – это все «мерседесы», глубокое заблуждение», — резюмировал он. Кроме этого, Валентин Цой подчеркнул, что первая и главная задача IT-консорциумов в этом отношении — не копировать западные продукты, а создавать самостоятельно новые направления, IT-решения, которые потом будут продаваться на зарубежных рынках.

«Продукция, которую мы делаем для российских предприятий, должна быть экспортно-ориентированной с первого дня. Западные компании предполагали, что Россия всегда будет пользоваться их продуктами, но сейчас своими же руками, введя санкции, дали нам возможность войти в эту сферу, которую они держали 20 лет», — говорит Цой.

Наличие в составе консорциума мотивированного заказчика позволяет производителю безбоязненно инвестировать в разработку IT-системы средства и время – если продукт будет соответствовать ТЗ, сбыт гарантирован. А то, что российский разработчик умеет создавать требуемое ПО, доказано, в частности, годами успешной работы на внешних рынках.

Но «Союз» пошел еще дальше, сумев привлечь к работе также разработчиков процессоров «Эльбрус» (компанию МЦСТ) и ряд сборщиков серверов. В итоге, российское прикладное ПО для моделирования месторождений нефти и газа было поставлено на российское же «железо». Весь этот комплекс в целом успешно прошел испытания в Газпроме.

С учетом опыта консорциумов «БЕТА» и «Союз» в 2015 году «Руссофт» инициировал еще один проект консорциума для импортозамещения, на этот раз для замещения IT-системы (АСУ ТП) в области энергетики. В этом проекте объединились IT-производители (компании, входящие в НП «Руссофт») и IT-потребители (ряд генерирующих и распределяющих энергию компаний). Поддержку такому сотрудничеству оказало Минэнерго. Примечательно, что инициатива создания консорциума (условное название «IT-Энерго») исходила от генерирующих компаний, которые сами обратились в «Руссофт» с идеей создания консорциума.

За последние полтора года рынок видел попытки государства обеспечить импортозамещение ПО: Минкомсвязь и Минпромторг работали над созданием консорциумов разработчиков ПО для замещения их силами и на средства государства импортных программных продуктов, а также обеспечения разработки замещающих пакетов ПО внутри самих госкорпораций силами, в частности, их IT-департаментов.

Ведётся работа и в законодательной сфере: по инициативе ряда IT-компаний, входящих в АРПП «Отечественный софт», приняты закон и постановление правительства, запрещающее приобретение госорганами импортного ПО в случае наличия в реестре отечественного аналога. Вскоре стало понятно, что следующий шаг – распространение такого же подхода на компании с госучастием. Это гораздо больший по размеру рынок, и гораздо большие проблемы с тем, чтобы заставить инвесторов и IT-директоров этих компаний закупать программные продукты из реестра.

Сравнительный анализ трех указанных и реализуемых в настоящее время моделей импортозамещения в области IT приводит к следующим выводам:

  • Существующая ситуация с организацией импортозамещения в области IT характеризуется недостаточной координацией как между министерствами, курирующими IT-производителей и IT-потребителей, так и между IT-компаниями, разрабатывающими замещающие продукты, и предприятиями с государственным участием, подвергающимися риску применения антироссийских санкций и других недружественных воздействий.
  • Не существует организованной разработки программно-аппаратных комплексов, предназначенных для гражданского рынка, тем более с перспективой выхода на зарубежный рынок.
  • Министерства не имеют опыта коммерциализации разработок, применяющихся в оборонной промышленности. Предприятия с госучастием ориентированы на выполнение гособоронзаказа, они не имеют опыта и необходимой квалификации персонала для работы на открытом рынке.
  • Закон, запрещающий приобретение импортного ПО госзаказчиками, не предусматривает диалога между производителями и потребителями IT, принуждая IT-директоров госучреждений приобретать отечественное ПО независимо от существующих обязательств и проведенных инвестиций.

IT-консорциумы – средство разрешения указанных противоречий. Они обладают серьёзными преимуществами перед другими моделями импортозамещения. Это и сроки – полгода до получения ощутимого результата вместо полутора лет подготовки проектов создания замещающего ПО без видимого результата в государственных программах, и количество участников (десятки компаний, производящих ПО и аппаратную часть во всех регионов России), а также отсутствие обязательности бюджетного финансирования.

Фото (с) itrn.ru

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры