Как Крым выполняет 601 указ президента – по состоянию на январь 2018 года

389

Доклад Республики Крым (есть в распоряжении D-Russia.ru) о том, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента. Доклад подготовлен к заседанию подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое состоится в среду 31 января.

В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

По данным Росстата, в Республике Крым значение показателя составляет 16,0% в 2015 году, 23,0% в 2016 году (прирост на 7,0 процентных пункта). В субъекте проживает порядка 1,9 млн. граждан.

В настоящее время Республика Крым проходит этап становления информационного общества, в ходе которого осуществляется формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, необходимой для автоматизации их деятельности. Процесс оказания большинства государственных и муниципальных услуг в Республике Крым не автоматизирован по объективным причинам.

Невысокие темпы роста уровня проникновения информационных технологий в сектор государственного и муниципального управления в сравнении со среднероссийскими значениями, имеют реальные причины, которые не могут быть ликвидированы моментально, а требуют планомерной и целенаправленной работы.

В целях достижения показателя в Республике Крым проводится комплекс мероприятий по популяризации среди населения электронного способа получения государственных и муниципальных услуг и расширению использования ЕСИА при авторизации пользователей в региональных информационных системах.

В 2017 году было значительно увеличено количество центров обслуживания, в которых жители Республики могут подтвердить свою учетную запись ЕСИА. По состоянию на начало года таких пунктов насчитывалось 33, в то время как в настоящее время их насчитывается 244, т.е. в течение 2017 года увеличение составило 7,4 раза. В настоящее время центры обслуживания функционируют на базе отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, региональных территориальных подразделений МВД России и МФЦ. Наибольшее количество центров развернуто на базе отделений ПАО “Российский национальный коммерческий банк”, являющегося крупнейшим региональным банком.

Подавляющее большинство развернутых центров обслуживания функционирует в шаговой доступности для населения, а пользователи, изъявившие желание подтвердить или зарегистрировать учетную запись ЕСИА, имеют безусловный приоритет в электронной очереди. В рамках сотрудничества с РНКБ достигнута договоренность о распространении через отделения банка печатной раздаточной продукции для населения, а на всех банкоматах и терминалах самообслуживания во всех отделениях банка демонстрируются заставки с информацией из репозитория Минкомсвязи России, популяризирующие электронный способ получения государственных и муниципальных услуг. Печатная продукция с информацией о преимуществах получения электронных услуг также распространяется через органы местного самоуправления и многофункциональные центры, функционирующие в регионе.

С целью максимального вовлечения жителей Республики Крым в формирование и развитие информационного общества, популяризацию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и информирования населения о соответствующих преимуществах на региональных телевизионных и радио каналах, в печатных изданиях должностные лица Республики Крым, в обязанности которых входит автоматизация госсектора и административная реформа в течение 2017 г. многократно выступали с интервью, обращениями, диалогами в режиме “круглого стола” и т.д. В эфире подведомственных телеканалов и радиостанций осуществляется ежедневная демонстрация информационных роликов с использованием маркетинговых материалов репозитория о преимуществах получения услуг в электронном виде.

Операторы МФЦ при общении с заявителями информируют их о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и предлагают пройти регистрацию в ЕСИА без необходимости повторного визита в МФЦ или иной центр обслуживания.

С учетом работ, проводимых Федеральной службой государственной статистики, по выборочному обследованию населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 13 февраля 2017 г. № 90 проведена работа по обучению интервьюеров, где была продемонстрирована работа единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг, иных сервисов, использующих ЕСИА для авторизации пользователей, проинформировано о преимуществах электронного способа получения услуг, а также были сформированы ответы на часто встречающиеся вопросы. Кроме того, были подготовлены и переданы раздаточные материалы в необходимом количестве.

В настоящее время в распоряжении Республики Крым по объективным причинам отсутствуют сведения о результатах проведенного статистического обследования за 2017 год, однако по косвенным признакам можно предположить, что доля жителей Республики Крым, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме значительно возросла.

По состоянию на 9 января 2018 г. в ЕСИА зарегистрировано 352 263 жителя Республики Крым, что составляет 21,9% от общего числа жителей Республики Крым, достигших 14-летнего возраста. Только за 2017 год в ЕСИА было зарегистрировано 186 621 человек, что составляет более 50% от общего количества зарегистрированных, т.е. за прошедший год в ЕСИА было зарегистрировано больше жителей, чем за трехлетний период с 2014 по 2016 годы. Более того, наблюдается тенденция к росту количества регистраций в ЕСИА во второй половине 2017 года. Так, за период с 1 января 2017 г. по 1 июля 2017 г. в ЕСИА было зарегистрировано 75 699 пользователей, в то время как в период с 1 июля 2017 г. по 9 января 2018 г. было зарегистрировано 111 022 пользователя, что более чем на 40% превышает показатели за первое полугодие 2017 г.

За 2017 год жителями Республики Крым подано 82 182 заявления на получение государственных услуг и муниципальных услуг посредством ЕПГУ.

В Республике Крым активно реализуются мероприятия по переходу на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг. В настоящее время на региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Крым обеспечена возможность получения в электронном виде семи услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Крым. Еще 16 услуг технически переведены в электронный вид, однако временно скрыты от пользователей в связи с необходимостью решения ряда организационных проблем, вызванных организационными изменениями в органах власти Республики Крым и частичной неготовностью некоторых органов принимать заявления на оказание услуг с РПГУ. Указанные организационные проблемы будут решены не позднее конца I квартала текущего года. Также на 2018 год запланирована реализация комплекса мероприятий по автоматизации процессов предоставления ряда наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Только в период с 21 декабря 2017 г. по 11 января 2018 г. на РПГУ авторизовались более 450 пользователей, а количество региональных услуг, заказанных ими в электронном виде, составило 65.

Ряд республиканских информационных систем используют ЕСИА для авторизации пользователей. Так, ЕСИА является единственным средством авторизации при предварительной записи в МФЦ, при получении услуги по записи ребенка в детский сад и некоторых других. РПГУ также использует ЕСИА как единственное средство для авторизации пользователей. С использованием ЕСИА можно записаться к врачу в медицинские учреждения Республики Крым, а в настоящее время ведется работа по исключению иных способов авторизации пользователей для указанных целей.

В настоящее время в Республике Крым действует несколько технологических решений по “электронным дневникам”, а Министерство образования Республики Крым совместно с Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым проводит работу по организации функционирования единого технологического решения для всех учебных заведений Республики Крым на базе регионального сегмента ФГИС “Контингент”. Указанную работу планируется завершить в сентябре текущего года, а работа по организации использования ЕСИА для авторизации пользователей ведется уже сейчас.

На последней стадии подготовки к вводу в эксплуатацию находится обновленная версия Портала Правительства Республики Крым, которая также будет использовать исключительно ЕСИА для авторизации пользователей, в том числе при отправке обращений в органы власти Республики Крым. Ввести в эксплуатацию обновленную версию портала планируется с 1 марта 2018 г. Интеграция с ЕСИА является обязательным условием создания ведомственных информационных систем при разработке и согласовании соответствующих технических заданий.

Республика Крым отмечает целесообразность проведения оценки уровня развития информационных технологий в Республике Крым, в том числе в части автоматизации государственного и муниципального управления с учетом имеющихся ограничений и региональной специфики Республики Крым.

Согласно материалам к подкомиссии 31 января, доля жителей Крыма, зарегистрированных в ЕСИА по состоянию на 22 января 2018 года, составляет 22,7%.