IT в борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций – Комсомольск-на-Амуре

216

Проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) характеризуется:
1. Большим количеством граждан (более 15 тысяч человек), которые получают адресную помощь.
2. Различными видами адресной социальной поддержки и помощи (более 15 видов финансовой и не финансовой материальной помощи).
3. Необходимостью оформления большого количества (более 200 тысяч) различных документов на оказание адресной помощи за экстремально короткие сроки.
4. Отсутствие четких критериев оценки степени ущерба, и формализованных процессов по работе с пострадавшими.

В данной ситуации в Комсомольске-на-Амуре одним из факторов, обеспечивающих оперативность подготовки документов на оказание материальной помощи жителям и возможность моментального реагирования на обращение жителей, стало наличие у службы информатизации администрации города актуальной адресной базы, базы данных жителей и современной информационной инфраструктуры. Как показала практика, аналогичный ресурс управления федеральной миграционной службы (УФМС) не пригоден для каких-либо массовых адресных компаний по работе с населением, весьма ограничен функционально и не обладает достаточным качеством и актуальностью. Тем не менее «бумажная» (или «барабанная») база ФМС использовалась для дополнительной сверки данных и служила для подтверждения сведений, подготовленных администрацией в электронном виде.

Учитывая объем обрабатываемых сведений (более 15 тысяч объектов учета), используя уже имеющиеся в распоряжении администрации города базу данных о населении и отработанные принципы ведения баз данных, работа была организована следующим образом:
1. Сформирован фрагмент базы данных сведений о населении, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в жилых помещениях, попавших в зону подтопления.
2. В соответствии с требования законодательства Хабаровского края проведена однократная сверка сведений о гражданах с МО УФМС (межрайонный отдел управления федеральной миграционной службы) РФ по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре.
3. В спорных случаях проведена актуализация сведений о гражданах.
4. При личном обращении граждан:
– проводилась сверка сведений, сформированных на основе базы данных по населению, с предъявляемыми документами, удостоверяющими личность, в случае необходимости, после сверки с органами регистрационного учета, вносились изменения;
– в случае отсутствия сведений о гражданах в базе данных, при предъявлении первичных документов, подтверждающих факт их проживания в домах в границах подтопления (решение суда, подомовая книга, выданная МО УФМС справка о регистрации по месту жительства или пребывания) сведения вносились в базу с проведением в последующем сверки с органами регистрационного учета.

Данные мероприятия, проводимые Управлением информатизации администрации города, позволили:
1. Обеспечить однократную сверку сведений о гражданах с другими структурами – МО УФМС, Министерством социальной защиты населения края и т.д.
3. Однократно проводить актуализацию сведений о гражданах в случае внесения изменений или уточнений во всех списках.
4. Формировать различные списки и печатные формы документов в автоматизированном режиме, включая заполнение актов.
5. Осуществлять полный контроль отработки принятых заявлений на предоставление материальной помощи на каждом этапе.
6. Организовать работу телефонного колл-центра по предоставлению информации конкретным физическим лицам.
7. Сформировать актуальную базу данных о предоставленных гражданам видам финансовой (материальной) помощи.
8. Формировать различные отчеты в зависимости от запрашиваемых параметров.

Кроме того, используемая в работе администрации города автоматизированная информационная система «Взаимодействие муниципальных служащих» (АИС «ВМС»), ориентированная на прием граждан при их обращении в органы местного самоуправления при оказании муниципальных услуг, дает возможность организовать эффективный прием граждан и обеспечить:
– учет каждого обращения граждан (т.к. действующим законодательством предусмотрена возможность обращения гражданина, как в собственных интересах, так и интересах членов его семьи) как уникального дела и детализированный контроль исполнения его обращения;
– разовый прием документов, необходимых для предоставления тех или видов социальной помощи, одноразовое внесение скан-копий в АИС «ВМС» при формировании дела и использование скан-копий  при подготовке дальнейших документов для принятия решения о выплатах или предоставления иной помощи.

Эффективное использование автоматизированных систем обеспечивалось:
– муниципальной сетью передачи данных (МСПД), объединяющей все здания администрации и отдельно расположенные подразделения;
– городским центром обработки данных (ЦОД), обеспечивающим работу всех автоматизированных рабочих мест (АРМ) в составе корпоративной сети.

Наличие собственных МСПД и ЦОД позволило в условиях режима ЧС соблюдать требования действующего законодательства о защите персональных данных.

Особо следует отметить выдачу экстренной информации аварийным и спасательным службам – разнообразнейшие выборки о количестве взрослых, детей, проживающих в многоэтажных домах, в многоэтажных домах выше 1 этажа, в частном секторе и т.д. Эта информация помогала оценить количество населения, которое надо эвакуировать, разместить, оказать помощь и как-то спланировать объемы работ и действия.

Ситуация, сложившаяся в результате паводка в городе Комсомольске-на-Амуре (моментальное затопление большого количества жилых домов, а также попадание в зону подтопления многоквартирных домов), привела к одновременному обращению за предоставлением помощи большого числа граждан. Это требовало организацию выездных пунктов приема заявлений и документов, привлечение к приему граждан большего числа специалистов ведомств различных уровней (органов исполнительной власти края, местного самоуправления, муниципальных учреждений). При организации работы выездных пунктов возникли затруднения, связанные недостаточным уровнем компьютерной грамотности привлеченных лиц, а также отсутствием четких инструкций по регистрации пострадавших. То есть, возможности развернутой Управлением информатизации вычислительной техники не были использована в полном объеме.

С учетом опыта организации работ по предоставлению помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, в администрации города рассматривается вопрос о создании ситуационного центра на базе АИС ВМС и центра обработки данных.

Создание ситуационного центра позволит:
– моментально разворачивать мобильные пункты приема граждан, обеспечивать необходимыми ресурсами (включая средства вычислительной техники) специалистов, привлеченных к указанной работе,
– создавать и вести единую базу данных, что существенно сократит трудозатраты
– обеспечить проведение своевременной аналитической работы и выработку грамотных, обоснованных и главное своевременных решений по той или иной ситуации (чрезвычайной, экономической или др.).
Это в частности будет достигнуто привлечением с одной стороны, достаточного количества экспертов и специалистов, которые принимают решение, а с другой – единой для всех информации, на основании которой эти решения принимаются.
В заключении необходимо подчеркнуть, что в условии чрезвычайной ситуации к одному из основных организующих факторов по преодолению последствии ЧС относится и уровень информатизации органов местного самоуправления. В том числе, наличие в муниципалитете:
– развернутой информационной инфраструктуры (МСПД, ЦОД и др.) администрации муниципального образования;
– актуальных информационных ресурсов, находящихся в собственности муниципалитета;
– единой для всех служб администрации муниципалитета информационной системы по управлению данными и документами (например, такими, как АИС «ВМС») и отраслевых информационных систем;
– отработанной технологии информационно-телекоммуникационного взаимодействия органов власти различных уровней, которые находятся на территории муниципалитета.

Об авторе: С.В. Уханов,  ктн, начальник Управления информатизации администрации города Комсомольска-на-Амуре